Сноб.№ 07–08, 2010. – 304 с.
Роскошный журнал «Сноб» – часть мультимедийного проекта для успешных профессионалов, созданный журналистским гуру 90-х Владимиром Яковлевым совместно с Михаилом Прохоровым. Это репортажи, интервью, эссе, документальные рассказы и новейший фикшн для «глобальных русских». В каждом номере – обязательно современная проза, к примеру, рассказы Виктора Пелевина («Тхаги», майский номер), Владимира Сорокина (в том числе «Моноклон», давший название только-только вышедшему сборнику), отрывок из романа Мартина Эмиса и т.д. Ну а два раза в год (январь–февраль и июль–август) выходят сдвоенные литературные номера – настоящая художественная бомба для интеллектуальных читателей.
Последний литературный номер – пляжный. Туда вошли 19 сочинений для летнего чтения (а также диск с песнями Людмилы Петрушевской, традиционная закладка по дизайну Линор Горалик с неизменным Зайцем ПЦ, неофициальный путеводитель по Нижнему Новгороду и сумрачная портретная фотогалерея авторов-писателей). Подборка авторов любопытная, но очень эклектичная. Лауреат Пулитцеровской премии Майкл Каннингем соседствует с дебютанткой из Англии Жужей Д., внесистемный Эдуард Лимонов – с элитарным и многословным Михаилом Шишкиным.
Захар Прилепин печатает главу неоконченного романа о секретных экспериментах Кремля под названием «Черная обезьяна». Здесь много мистики, тайн, и вечный мужественный и смелый главный герой – альтер эго с сигаретой в зубах. Рассказ Сергея Шаргунова «Гулай» тоже про это. В смысле про геройственного молодого человека с чертами самого Шаргунова, вовлеченного в загадочный политический круговорот киргизских событий. Тут же импрессионистскими мазками дается любовная линия – умершая девушка Настя («зверюшка с милыми грудками, влажными клычками и шелковой блондинистой порослью костистого лобка»), поцелуй в чеченских горах, киргизская девушка Гулай┘
У Людмилы Петрушевской в пляжном номере вышло превью неоконченного романа «Парашютист» о мучительно тяжелых отношениях матери и сына. Сын в итоге пропадает. Отрывок настолько хорош, настолько закончен и самодостаточен, что становится любопытно, как из него прорастет роман. В рассказе Виктории Токаревой «Все или ничего» у главного героя, «джентльмена удачи» по имени Ира (Ираклий Аристотелевич), приехавшего из Сочи учиться на режиссерском, с мамой все прекрасно. Зато с деньгами не очень. Поэтому он постоянно впутывается в какие-то аферы. В общем, рассказ динамичный и кинематографичный.
После долгого молчания в литературном пространстве вдруг возникла Татьяна Толстая, которая собирается выпустить новый роман о пятом Архангеле по имени Д. «Сноб» печатает главы. На любителя.
Рассказ Лимонова «Майя. История одного черепа» написан в жанре автобиографического триллера. Герой по имени Эдик (а как же?) получает в подарок от хозяина художественной мастерской череп с дыркой за правым ухом. Череп начинает наблюдать за новым владельцем, контролировать его жилище и являться ему в виде красивой круглоголовой женщины┘
Современная литература позирует для модной публики. Фото Алексея Калужских (НГ-фото) |
Колоритный и весьма реалистический рассказ молодой Алисы Ганиевой (сотрудника «НГ-EL». – «НГ-ЕL») «Шайтаны» о похищении дагестанской девушки полон неясным, нагнетающимся ощущением угрозы, тревожности и тоже не лишен мистического налета.
В этом же номере – главы из будущего документального романа Леонида Юзефовича «Самодержец пустыни». Снова о бароне Унгерне фон Штернберге. А еще тексты Андрея Геласимова (фрагмент из недописанного еще романа «Холод»), искусствоведа Аркадия Ипполитова, американца Нила Геймана, израильтянина Аркана Карива, Татьяны Щербины, Александра Селина.
В новом сентябрьском номере, разумеется, тоже есть проза. Новый рассказ Прилепина «Черт и другие», новелла Юрия Арабова «Орлеан», интервью с Григорием Чхартишвили (Борисом Акуниным).