Анна Степанова. Степанида. – М.: Российская академия театрального искусства – ГИТИС, 2010. – 208 с.
Очень многие называют Степаниду шаманкой, оно и неудивительно, этот образ в ней слишком очевиден. Более того, она сама рассказывала, что кто-то из ее предков был шаманом. Тем не менее Степанида Борисова, по крайней мере на словах, отрицает всяческое колдовство и называет себя просто актрисой.
Московским зрителям она известна в первую очередь, наверное, по спектаклям Саха театра, которые приезжали к нам на «Золотую маску»: фантасмагорическому эпосу-олонхо «КыысДэбилийэ» (за небесную воительницу Степанида была номинирована на «Лучшую женскую роль»), «Дому Бернарды Альбы». И по спектаклю Федора Павлова-Андреевича «СтарухЫ», где она заклинала и причитала хармсовским текстом, загримированная под огромную белую скалу-колдунью.
Степанида, правда, оба раза не стала обладательницей «Маски», о чем сильно переживала: «Да, тот вечер на вручении был ударом. Хотя я почувствовала, что мы ничего не получим, но какая-то надежда оставалась. И такие мнения были, и статьи хорошие. Это же моя вторая номинация на «Маску» после КыысДэбилийэ, за которую я тоже ничего не получила. Ну, с одной стороны, это понятно. Но когда вместо меня молодая Миронова «Маску» получила, мне захотелось посмотреть на тот спектакль. До сих пор хочу его увидеть».
Книга о Степаниде – книга-портрет, отчасти подарок к недавнему юбилею. Столь официальное, даже монументальное понятие, как «биография», мало подходит для этой магической актрисы. По большей части это воспоминания и рассказы самой Степаниды Ильиничны, очень живописные, эмоциональные, искренние. Автор книги постаралась передать интонации, сохранить немного неправильный, но завораживающий своим ритмом и образами язык героини.
Много рассуждений, естественно, о профессии: «В роли я оживала, мне интересно было. Я совершенно другим человеком делалась. Иногда как будто что-то входит – и всё. Заводишься, становишься какой-то другой. И комедийные роли у меня были. Вообще я комедийная актриса. Все так хохотали!..»; «Все-таки должна быть грань, мера. Ты актриса, Стеша. Ты не должна┘ Если у меня меры не будет, людям плохо станет. Я всегда контролирую себя. Актриса – это мера, во всем должна быть мера. А мера – это есть талант, как говорится┘»
Детство: «Летом среди цветов лежала, смотрела в небо и думала (┘) и один раз два мужика проходили мимо. И я была очень удивлена, ошарашена тем, что увидела совершенно другие лица. У них глаза синие, белые лица, нос большой, волосы светлые. И говорят эти два человека на непонятном мне языке. (┘) Конечно, после того, как эти люди ушли, я захотела говорить на их языке. Все время фантазировала, как могла, ну, врала: «Мендир-хондир-вондир-мендир».
Суеверия, заклинания, рассуждения о духах, жертвенное «кормление огня» перемежаются с вполне будничными вещами. Студенческой жизнью – Степанида окончила Щепкинское училище. Семьей. Театром. Пением. Также здесь рассказы о Степаниде ее мужа – ныне министра культуры и духовного развития Республики Саха Андрея Борисова, и коллег по Саха театру. И якутские олонхо в исполнении Степаниды: «За дальней далью/ беспокойно-тревожных/ древних лет, за неведомой гранью/ лиходейно-бедовых/ канувших лет/ такое, что разум человека-якута/ постичь-разгадать не может,/ лучезарно-белое небо,/ сверху ниспадая,/ сотворилось, оказывается┘»