Да уж, доберешься тут кроной до другого берега.
Фото Екатерины Богдановой
Марина Голубицкая. Вот и вся любовь. – М.: Анаграмма, 2010. – 192 с.
Книга, состоящая из эпистолярного романа и трех рассказов писательницы уральского происхождения Марины Голубицкой, вышла в издательской серии «Романы без вранья». Превосходное название для серии, говорящее, что слава, крылатость этих трех слов и пережили, и, наверное, превысили первоисточник. Анатолий Мариенгоф, когда написал в 1926 году «Роман без вранья», документальную, в общем, книгу, конечно, где-то слукавил, где-то на кого-то из персонажей взглянул предвзято. Оно и понятно – субъективная правда не может быть объективной. Главные герои его книги – люди известные. Мариенгоф прекрасно понимал, что поэт Есенин – это для вечности, а пьяница и хулиган Есенин – это для уважаемой публики. Говорить плохо, ну, хотя бы не очень лестно о знаменитостях – просто обязанность мемуариста. Таким образом выдающиеся персоны платят налог вечности за свою знаменитость.
Марина Голубицкая пишет о незнаменитых людях, которых знает, своих родных, друзьях, знакомых и отзывается о них по большей части хорошо. Это не значит, что ее роман и рассказы – сплошной мед и патока. Писатель умеет и ненавидеть, и осудить без всякого компромисса. Но главное отличие ее «без вранья» от романа 1926 года – Голубицкая любит людей, а Мариенгоф – так, не особенно.
Как женщина, Марина Голубицкая не может не писать о любви, что и делает. Из всех видов этого чувства – любви к мужчине, к женщине, к друзьям, к себе, к животным, к шопингу, к наркотикам, к путешествиям, к садово-парковой архитектуре и т.д. – она выбирает самый благородный и так редко описываемый в последние времена вид. Любовь ученика к учителю.
Героиня романа «Вот и вся любовь» Ирина Барецкая, отличница, переводится в физико-математическую спецшколу и резонно полагает, что учителя по профилирующим предметам – это главное, а остальные – так просто, вынужденная необходимость для аттестата зрелости. И вдруг оказывается, что учительница литературы Елена Николаевна не так просто, а важнее всего. Она учит не только раскрытию образа Татьяны Лариной, но тому, что пригодится в жизни больше физики и математики. Благородству, состраданию, совестливости, жалости, правдолюбию. И когда героиня это понимает, то важной составляющей ее жизни становится проявление всех этих качеств к учительнице. Потому что героиня взрослеет, а учительница стареет. Елена Николаевна переезжает на склоне лет в Израиль, где стареть в бытовом плане легче, а в психологическом тяжелее. Потому что память пожилого человека остается на неприветливой холодной родине. Жизнь эмигранта напоминает не пересаженное дерево, а дерево, сумевшее добраться кроной до другого берега реки. Жизнь детей эмигрантов обычно принципиально иная. Не случайно в «Одноклассниках» 40–50-летние наиболее активные. Героиня Голубицкой берет на себя миссию любви к чужой, неизбежно угасающей жизни.
В аннотации сказано, что переписка в романе подлинная. Не всем так везет с учителями.
Еще одна сквозная тема романа и рассказов Марины Голубицкой – судьба современного еврейства. Странный, но реальный термин. «Украинство», «россиянство», «норвежество», «чувашество» как-то не звучат, а еврейство – пожалуйста. Автор не затрагивает ни темы избранности, ни темы гонений. Автор просто удивленно констатирует, что национальный вопрос в той или иной степени существует, и просит читателя не отвечать на этот вопрос.
В одном из рассказов ребенок читает взрослым где-то услышанный стишок:
Немец, русский и еврей
Танцевали у дверей,
Немец выхватил бутылку,
Бац еврею по затылку!
Все острые вопросы можно свести к шутке. Хотя бы к черной. Такой еще намек дает в своей доброй и человеколюбивой книжке Марина Голубицкая.