Таинственное, нематериальное, невероятное...
Александр Трифонов. Ангел
Егор фон Фарбен. Губернский повелитель и другие саратовские небыли: Фантастические рассказы. – М.: Арт Хаус Медиа, 2009. – 368 с.
Книга «Губернский повелитель» состоит из рукописей, попавших к рассказчику Егору фон Фарбену при обстоятельствах таинственных. Эти рукописи («небыли») принадлежали перу некоего саратовского писателя XIX века Николая Эльпидифорова. «Небыли» вымышленного писателя вставлены в рамочную конструкцию повествования о путешествиях фон Фарбена из нашего времени в Саратов XIX века. Он встречается с Эльпидифоровым дважды, в годы его детства и юности, при этом с рассказчиком происходят приключения почти детективные. На фоне этих путешествий в прошлое «небыли» мифического писателя выглядят как своего рода «рукопись из бутылки».
Литературный прием «обретенной рукописи» давно известен и хорошо разработан в литературе (Дефо, По и др.). То же касается и авторской характеристики произведения: «небыли». Вспоминаются «былички», литературные сказки с мистическим сюжетом (Одоевский, Гофман), уральские сказы Бажова, таинственные повести Тургенева, фэнтези различной тематики.
В жанровом отношении собранные рассказчиком под одной обложкой фантастические истории, объединенные местом и временем действия, образуют единое и цельное произведение – перед нами, вне всякого сомнения, мистический роман. Сюжеты вставных повестей-«небылей» держат читателя в напряжении, в них есть повторяющиеся герои – жители Саратова, современники Эльпидифорова. По-видимому, многое в этой книге навеяно старинным путеводителем по Саратову 1856 года, упомянутым в эпилоге.
Когда читаешь «Губернский повелитель», создается впечатление, что автор играет с читателем, развертывает перед ним ряд мистификаций. Каждый новый сюжет – своеобразный игровой ход, новый акт единого по замыслу спектакля. Герои романа обладают разными профессиями: актер, художник, портной, часовщик, с каждым случается своя история, но есть у них всех общее – невероятность происходящих событий. Все ситуации, в которые попадают герои «небылей», относятся к разряду необъяснимого, что всегда притягивало внимание людей впечатлительных и суеверных. Всему необычному у Егора фон Фарбена находится объяснение, его версию причины странных событий высказывает персонаж, напоминающий российского Шерлока Холмса, – детектив Ищекин. Но в отличие от английского сыщика, имеющего дело с реальными преступниками и преступлениями, Ищекин разгадывает дела таинственные, мистические, разыскивает преступников порой нематериальных (Ангела Смерти, дриаду-убийцу и т.п). Причем делает он это с неизменным успехом, достойным культуролога, парапсихолога и детектива в одном лице.
Роман «Губернский повелитель» хорош, на наш взгляд, уже тем, что благодаря парадоксальной фантазии его автора (раскроем секрет и расшифруем псевдоним) Игоря Фарбаржевича он невероятно занимателен. Как бы мимоходом Фарбаржевич дает мистическую трактовку исторических фактов (например, рождение Григория Распутина) как нечто обыденное, само собой разумеющееся, описаны моменты, связанные с черной магией и оккультизмом. Зло в романе обусловлено тем, что человек, повинуясь разрушительным греховным страстям, примеривает на себя несвойственную ему роль демиурга, повелителя судеб, и тем самым вступает в контакт с нечистью.