Дэниел Уоллес. Мистер Себастиан и черный маг: Роман/ Пер. с англ. В.Минушина. – СПб.: Азбука-классика, 2009. – 320 с.
В последнее время выходит много художественных книг про циркачей и людей-уникумов. Предыдущий роман Дины Рубиной (отличный, кстати, роман) «Почерк Леонардо» был про исполнительницу головоломных трюков на мотоцикле, к тому же «зеркально» пишущую. Герои романа американской писательницы Сары Груэн «Воды слонам!» кочевали с цирковой антрепризой по Среднему Западу США в годы Великой депрессии. Другая американская писательница, Ариэль Гор, в романе «Шоу «Смерть и воскресение» рассказывала о бродячей труппе 60-х, показывавшей публике «еретическое» представление на евангельский сюжет (с кровоточащими в нужный момент ладонями и т.д.). Нельзя не вспомнить и повести Маргариты Шараповой об отечественном цирке 1980-х – писательница этот мир знает не понаслышке.
И вот еще одна книга о людях из-под расписного шатра, бродячих артистах, акробатах и шутах. Впрочем, роман Дэниела Уоллеса «Мистер Себастиан и черный маг» – вовсе не производственный роман о нравах цирковых трупп, рутине репетиций и Карабасе-Барабасе во главе передвижного шапито. Автор «Крупной рыбы» (по которой был снят популярный фильм Тима Бертона) рассказывает на сей раз грустную и драматичную историю Генри Уокера – гениального иллюзиониста, чьи жизнь и карьера поразительным образом не складываются. Да он и сам не хочет «типичной» судьбы циркового мага. Все потому, что дар свой он получил напрямую┘ от дьявола.
Дьявол по имени Себастиян жил в номере провинциального отеля, где отец Генри (разорившийся в годы Великой депрессии, а затем спившийся) работал уборщиком. Этот бледный – по цвету лица – дьявол не то чтобы научил, но вдохнул дар в странного паренька, и тот начал творить настоящие чудеса. Особенно преуспел Генри в карточных фокусах. Попав в профессиональную труппу, наловчился метать ножи, выхватывать из воздуха куриное яйцо или розу. Генри не на шутку прославился, на его представлениях были аншлаги. Благодаря своему дару он уцелел на войне, куда отправился без колебаний. По возвращении его сразу взял в оборот ушлый импресарио, и они начали готовить новую программу. Однако, после того как Генри умертвил (и врачи в зале это подтвердили!), а затем оживил девушку-ассистентку, его карьера надломилась. Консервативный и набожный зритель не хотел видеть экспериментов с самым святым – человеческой жизнью. Генри совершил очередной «фокус»: скрылся и, сменив внешность, поступил в малоизвестную труппу: здесь его никто не знал и не донимал вопросами о прошлом┘ У него появилось новое амплуа: комического фокусника-неудачника, протии клоуна, у которого все валится из рук. Генри не очень-то жалел о своем дауншифтинге, о том, что его редкий дар растрачивается на дешевые трюки. Ведь главной его целью было найти сестру, которую, как он считал, забрал (в обмен на уроки магии) дьявол Себастиан┘
Фокусник или прислужник дьявола? Иеронимус Босх. Волшебник. 1475–1480. Musee Municipal, Saint-Germain-en-Laye |
Это лишь малая толика сюжетных хитросплетений, которые предлагает читателю автор. Жизнь Генри и его близких реконструируется здесь при помощи нехитрого приема «частного детективного расследования» (монтаж свидетельских показаний-историй), что придает повествованию многомерность. Уоллес пишет психологически убедительно, не злоупотребляя мистикой, демонстрируя знание жизни иллюзионистов, циркачей и шоу-бизнеса 30–40-х годов. Это камерный, тонкий в нюансах роман без каких-либо «внешних» философских или социальных идей. К нему подходит и старомодное слово «гуманистический» – в лучшем своем значении. Это проза хорошего класса. И вдобавок ко всему это очень американский роман: в нем есть атмосфера больших пространств, аура скитальчества, дух предприимчивости и риска. Но от себя не убежишь, и, даже потеряв все, маг остается магом. В любую секунду он может сотворить чудо, которое перевернет мир.