Яна Дубинянская. Глобальное потепление. – М.: ПРОЗАиК, 2009. – 352 с.
В новом романе Яны Дубинянской «Глобальное потепление» мысль о том, что «все написанное рано или поздно сбывается, вплетается в реальность, создает ее вернее, чем внешние природные факторы вроде глобального потепления», повторяется не раз. Зная, что предыдущий роман «H2O» повествовал о неприятной экономической ситуации, в которой мы все сейчас находимся и которая именуется греческим словом «суд», многие объявили писательницу новой Пифией.
Ну-с, глобальное потепление, + 69╠С днем. Страна, которую герои именуют «нашей» и «банановой», затоплена примерно на треть. Часть этой трети – культурный шельф: поросшее ракушками закругленное здание драматического театра, широкая лестница, уходящая в бездну┘ «Банановая страна» продолжает по инерции покупать газ у северного соседа, «этой» страны. О том, сколько процентов территории «этой» последней затоплено, не сказано ничего, зато на Соловках – фешенебельный курорт с детским лагерем: «Решетка┘ трехметровой высоты┘ вдавалась в море на восемь длинных пролетов, далеко за буйки и пределы выносливости юных пловцов┘» Дети ходят строем, мальчики в шортах и футболках в широкую черно-белую полосу, девочки в таких же топиках и клешах. Юлька, тележурналистка из «нашей» страны, самостоятельная, честная, обеспечивающая двоих мужей и четверых детей, задумала док. фильм о том, «почему мы все так живем». Фильм называется «Глобальное потепление». Дмитрий Ливанов, модный писатель «этой» страны, смеха ради подбрасывает в интернет фрагменты поэтической трилогии о любви, из которой когда-нибудь может быть что-нибудь┘ Трилогия называется «Глобальное потепление». Их легкий недороман заканчивается в стиле «Хождения по мукам»: журналистка с детьми покидает соловецкий курорт в переполненном вагоне, дочка просит воды┘ Они бегут от войны. Дайверы (бомжи, предпочитающие цивилизации базы на крышах затопленных небоскребов, сваренные из ржавого железа, словно в кино «Водный мир») нашли мифическую капсулу, в которой заключено неизвестно что, позволяющее надеяться на всеобщее счастье. Но бесцеремонный северный сосед решил этой капсулой завладеть и начал военную операцию. Этот надуманный, бесстильный и политизированный финал – все, в чем можно упрекнуть Яну Дубинянскую.
Чувствительные граждане могут не волноваться: те, кто пишет о сбывающихся предсказаниях Дубинянской, погорячились. «Глобальное потепление» – это не пророчество, а прежде всего элегантная современная психологическая проза, акценты в которой расставлены довольно однозначно. У журналистки и писателя, правда, ничего не получится. Хотя оба, в общем, неплохие ребята. Но состоялись как-то без любви и не особенно от этого комплексуют. Медиапространство и окололитературные судороги изображены узнаваемо, но со свежим юмором, текст перебивается телевизионными сценариями – подводка, стендап, речь ведущей, хронометраж, – и местами скверными, надо думать, чтобы подчеркнуть несостоятельность снобизма, стихами раскрученного автора. Фразы героев (и некоторые авторские) часто заканчиваются ироническим «┘хотя, казалось бы». Глобальное потепление, будущее – здесь не страшилка, а вспомогательный, хоть и важный художественный элемент, позволяющий почувствовать дистанцию от описываемых событий. Эта дистанция придает новизну восприятия, позволяет взглянуть на то, что нам всем, не употребляя грубых словечек, очень знакомо по-другому: отстраненнее, но теплее.