Молодые девушки жизнелюбивы.
Бартоломео Эстебан Мурильо. Девочка и ее дуэнья. 1610. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Евгения Доброва. А под ним я голая: Повести. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. – 286 с.
Книги молодого прозаика Евгении Добровой стремительно входят в литературный оборот и набирают популярность – как в среде критиков, так и среди рядовых читателей. Только за последний астрономический год у Евгении Добровой вышли три книги: «Мраморное мясо», «Персоны нон грата и грата» и «А под ним я голая».
Новое издание Евгении – стильный томик с провокационным названием «А под ним я голая» – включает в себя три повести. В предисловии к книге поэт Сергей Белорусец подчеркивает: «Еще не так давно имя Евгении Добровой было почти неизвестно, а буквально за год автор сделал заметную карьеру в литературе. Открыл Доброву «Новый мир» – по результатам работы мастер-класса этого журнала, прошедшего в рамках <┘> Форума в Липках в октябре 2007 года, она была отмечена как лучший прозаик семинара. Интересный поворот судьбы для человека, который всю жизнь писал стихи».
Предисловие известного поэта подробно раскрывает принципы художественного отличия прозы стихотворцев, и я бы рекомендовала читателям не пройти мимо него, как бы ни манили эпатажностью дальнейшие страницы, плод творчества самого автора.
Мне как читателю оказалась по-человечески интересна филигранная проза Евгении Добровой. Тем более что в книгу «А под ним я голая» вошла давно знакомая мне красивая повесть «Маленький Моцарт». Но теперь у повести новый статус – начало дилогии «Двойное дно». Вторая часть дилогии называется «А под ним я голая». Замыкает книгу повесть «У небожителей», вроде бы сюжетно не связанная с предыдущими текстами. Однако даже на уровне любительского восприятия невозможно не заметить, что из повести в повесть (надеюсь, эта форма не предел для автора – впереди романы) кочует одна и та же героиня. Очень игривая, очень женственная, очень любознательная и жизнелюбивая и очень искренняя в своих чувствах наша современница.
Проза Добровой онтологична. Как критику мне было любопытно вникать в уровни художественного описания, которые выстраивает автор. Визитной карточкой писательницы стало формировать в своей прозе уровни бытия, которые при всей своей иерархичности равноправны и равнозначны для героини. Соответственно героиня тоже «дробится» на несколько носителей информации и эмоций. Но все эти женщины одинаково эгоцентричны и служат для себя мерилом всех вещей.
Такая тенденция если не господствует, то занимает одно из ведущих мест в современной российской прозе. Для нее изобретен термин: «я-проза». Проза, углубленная в сознание «якобы рассказчика», диктует собственные художественные формы.
Евгения Доброва выбрала для себя так называемое фрагментарное письмо. Она ловит кусочки жизни, точно бабочек на лету. Долгие разъяснения, тяжеловесные логические переходы не нужны Добровой. Она предпочитает легкость и многогранность бытия, словно бы нанизанного на стержень личности – меры всех вещей.
Но рядом с предельной искренностью героини всегда присутствует мистификация, мастерски выстроенная автором. Такие мистификации складываются в уровни повествования. В двух повестях под общим названием «Двойное дно» уровней насчитывается восемь. Первый из «двойных доньев» – название книги. Можно подумать, что-то эротическое┘ А это всего лишь аллюзия к известному анекдоту: старушка возмущается безнравственностью молодежи. Они, мол, ходят голые!.. Пусть и в платьях, но ведь под ними-то – голые!..
А в повести «У небожителей» уровней рассказа и точек зрения как минимум три, поскольку там как полноправное действующее лицо со своим нелегким характером фигурирует высотка на Котельнической.
На мой взгляд, Евгения Доброва становится все более искусным специалистом по «я-прозе». Единственное, чего можно ей пожелать, – в будущем попробовать свои силы и в других жанрах, так как потенциал Добровой, без сомнения, велик.