Ученики и мастер – это всегда таинство.
Willem van der Vliet. Философ и ученики. 1626. National Trust for Scotland, Brodie Castle
Новые писатели: Сборник/ Сост. И.Богатырева. – М.: Вагриус, 2009. – 576 с. (Молодая литература России).
Сборник «Новые писатели», ежегодно издаваемый Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ, – это своеобразный отчет о проходящем в Липках Всероссийском форуме молодых писателей. На сей раз в книгу вошло творчество авторов, побывавших на восьмом по счету форуме в прошлом году.
Существование в этом формате обязывает, с одной стороны, к полноте представления авторов, с другой – к тому, чтобы книга не выглядела сборником творчества региональных ЛитО. От каждого семинара мастера постарались рекомендовать по два, а то и по четыре человека. Семинары перевода и драмы, правда, представлены лишь двумя авторами, зато в этих разделах вопрос качества не возникает, а некоторые опубликованные тексты уже получают читательское внимание. К примеру, пьеса Рудковского «Все, как вы хотели» печаталась в журнале «Молодая драматургия», наверняка скоро будут постановки (если их еще не было).
Рассказ Дженифер Уитерсон «Пес на 24 часа» в переводе Анны Орловой мне показался лучшим прозаическим текстом сборника. Это рассказ о щенке, которого обласкали и взяли в дом, чтобы на следующий же день вернуть назад. Чтобы щенок остался счастливым, теплым воспоминанием о детском, беззаботном счастье. Замечательна доверительная и простая авторская интонация. Интересен раздел литературы для детей, хотя само по себе его существование в этом сборнике не может не вызывать вопросов: какая у него задача? Сугубо отчетная? Ведь на «серьезное» чтение такие вот стихи Галины Дядиной совсем не настраивают: «Летела в небе бабочка,/ И было ей невесело,/ Нисколечко не весело,/ А очень тяжело./ Поэтому-то бабочка/ Угрюмо нос повесила/ И вместе с грустью весила/ Сто семьдесят кило».
Как найдет эти стихи «целевой читатель» – ребенок или его мама-бабушка – вопрос отдельный. Зато любой читатель сможет узнать наверняка: молодые писатели, пишущие для детей, существуют. Вероятно, издателям стоит подумать о том, чтобы публиковать их отдельным сборником, пускай не таким объемным, зато ярким, с картинками, с крупным шрифтом, чтобы по нему дети учились читать. Впрочем, насколько мне известно, вошедшая в сборник повесть Тамары Михеевой «Летние истории» должна выйти в издательстве «Вагриус» отдельной книгой. Это захватывающее повествование, составленное из эпизодов жизни летнего детского лагеря, с первой любовью, с ненавистью и примирением, с трогательной историей о мальчике, совсем маленьким потерявшем маму. По традиции тексты молодых в сборнике открывают известные литераторы. В большинстве своем это те писатели, которые вели мастер-класс и рекомендовали автора в сборник. С одной стороны, это как бы дань моде – обложки книг теперь испещряют рекламные цитаты знаменитостей. С другой – попытка открыть читателю, по идее человеку стороннему и на мастер-классе не бывавшему, почему именно имярек со своим текстом попал в сборник. То есть то, что разглядел мэтр, то, что выделило этот текст среди других и ради чего его стоит читать. Кстати, для большинства прозаиков и поэтов, попавших в сборник 2009 года, эта публикация стала дебютной, и, значит, в представлении читателям они пока нуждаются.
Говорят, что первая публикация – это во многом аванс автору. Когда, читая молодого литератора, чувствуешь, что имеешь дело не с блогом в интернете, не с личным дневником, не с надуманным словотворчеством, а с искусством, внутренней духовной работой человека, – тогда вопроса о правильности аванса не возникает. Но, к сожалению, случается так не всегда, и «Новые писатели» состоят не исключительно из бесспорных произведений. Форум – это процесс в первую очередь учебный, и то, что казалось лучшим на мастер-классе, часто проигрывает под общей обложкой с другими текстами. Поэтому в таких сборниках встречаются материалы, чье присутствие ничем другим, кроме как необходимостью отчета о работе мастер-класса, объяснить не удается. В принципе для читателя это не страшно, ведь выбор все равно немал, можно перелистнуть страницу и обратиться к другому.
Станет ли для автора этот аванс моментом учебы и не будет ли он воспринят как несомненное признание его таланта? Этот вопрос можно оставить на совести самих молодых писателей. Я же, будучи составителем сборника, воздержусь от оценок и просто перечислю тех, чье творчество стало для меня открытием. Это проза Павла Борисова, Сергея Пушкарева и Степана Ломаева, чья с юмором написанная повесть «Все собаки попадают в СССР» должна выйти полностью в «Дружбе народов». Отмечу стихи Алексея Евстратова, Вадима Керамова, Керен Климовски, Айрата Багаутдинова, Ларисы Доброзоровой и Николая Редькина. Критическую статью Сергея Сиротина «Картина мира по Донцовой», где массовая литература рассматривается как социальное явление наших дней, воздействующее на реальность.
Наверняка другие читатели найдут в «Новых писателях» что-то на свой вкус. Ведь главное преимущество книги – в разнообразии. А этого в молодой литературе России, сравнимой с тонкой порослью на опушке леса, хватает. Можно любоваться ее хрупкой трогательной красотой, но еще нельзя определить, какому дереву суждено вытянуться выше остальных и остаться в лесу надолго.