Игорь Губерман, Александр Окунь. Путеводитель по стране сионских мудрецов. – СПб.: Лимбус Пресс, 2009. – 536 с.
В одном из писем Антон Чехов афористично заметил: «Надо иметь цель в жизни, а когда путешествуешь, то имеешь цель».
Чтобы убедиться в правоте этой мысли достаточно почитать путеводитель, написанный знаменитым автором «гариков» Игорем Губерманом и художником Александром Окунем. Необычность этой книги в том, что читать составляющие ее анекдоты, мифы, лозунги, размышления, исторические, экономические, религиозные и географические материалы могут со смехом, печалью, удивлением, но при этом с удовольствием не только евреи, а и представители любых наций. Она полезна тем, кто в Израиле был, тем, кто там собирается побывать, и тем, кто никогда там не бывал и не будет. Вот лишь один из 86 «гариков», составляющих поэтическую часть этого сочинения и подчеркивающий вышесказанное:
Творец, применяющий разные
меры,
Чтоб как-то унять
размноженье людей,
Менял старомодность чумы
и холеры
Повальной
заразой высоких
идей.
Мысль эта подтверждается историей любого народа, и авторы справедливо отмечают: «Евреи на опыте истории не учатся, хотя имеют репутацию умного народа. Так что прав был человек, заметивший, что считать евреев умным народом – это просто особо изысканный вид антисемитизма». Во многих случаях стоит задуматься и над самим термином «еврейский». Например, авторы пишут, что в эпоху, когда евреи получили доступ к «высокому искусству», вовсе не родилась новая еврейская живопись. «Писсаро – французский художник, Модильяни – итальянский, Левитан (нравится это кому-то или нет) – русский, и у каждого из них соответственно больше общего с Сислеем, Симоне Мартини и Саврасовым, чем друг с другом, а то, что все трое знали иврит и имели красивые грустные глаза, остается фактом их личной биографии, а не свидетельством общности их пластического сознания». Сообщая читателям всевозможные сведения («умные евреи всегда предпочитали задавать вопросы, а не отвечать на них, что объясняет и известную еврейскую манеру отвечать вопросом на вопрос»), сами авторы держатся подчеркнуто скромно: «Наши книги читают люди исключительно интеллигентные и образованные, которым они, собственно, и на фиг не нужны».
Умные евреи всегда предпочитали задавать вопросы, а не отвечать на них. В.Верещагин. Два еврея. М.: ГТГ |
Губерман и Окунь подкупают читателя тем, что не пытаются скрыть от него своих творческих трудностей. Так, сообщив в начале очередной главы о том, что Первая мировая война началась в 1914 году, а в 1909 году был заложен город Тель-Авив, они честно пишут: «Какая связь?» – спросите вы. «Никакой, – ответим мы. – Но как-то надо было нам начать┘» Не скрывают они и своих чувств даже тогда, когда цитируют весьма знаменитое и авторитетное сочинение: «┘Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас┘» Цитируют, а потом заявляют: «И мы хотим тут заявить со всей определенностью, что не дождутся такового от нас лично эти суки!»
Попытка авторов «объять необъятное, определить словами то, что никакому определению не поддается, описать нечто хотя и существующее, но непонятно как и даже где» – удалась.