Ксения Велембовская. Пятое время года. – М.: Бослен, 2009. – 544 с.
Бытоописательный роман Ксении Велембовской «Пятое время года» выполнен в лучших традициях современного чтива. Более того, по его мотивам первый, второй и другие каналы могли бы снять сериал, чтобы граждане, приходящие с работы, запивая чаем печеньку, роняли слезы над судьбой семьи Орловых и последующих поколений, из нее вытекающих.
Семейная хроника на 550 страницах начинает свое повествование с описания перипетий Ниночки, почтальонки и очень хорошей девушки, а также очень хорошего человека Ленечки, в будущем полковника и кандидата технических наук. Они встречаются во время Великой Отечественной войны, женятся, переезжают в побежденную Германию, возвращаются, рожают детей. Событийный ряд примитивен, но и не он становится главным в романе, все читательское внимание должны привлечь характеры, которые, в свою очередь, очень даже занимательные.
Сразу хотелось бы отметить, что мужские образы прописаны не так детально, как женские, они типизированы и схематичны и представляют собой непременно «сильного, большого, интеллигентного, порядочного инженера или филолога, милого, умного» и т.д. Такой ряд эпитетов может продолжить каждый любитель подобных романов.
Доминантой в характере женских героинь «Пятого времени года» являются благовоспитанность и кротость, но не по Федору Михайловичу, а по Ксении Велембовской, которая не упускает случая привести в своем романе эпизоды такого типа: «┘Может быть, это не любовь, а страсть? Когда от каждого прикосновения бьет током, делается жарко и уже не принадлежишь себе, растворяешься в нем и забываешь обо всем на свете┘ Вот Ленечка лежит и спокойно покуривает, а хочется снова прижаться к нему, потереться щекой о крепкое плечо, поцеловать в теплую шею»
Или:
«В любую минуту в сад мог выйти кто-нибудь из гостей и, сделав всего несколько шагов, заметить полковника Орлова с женой в кустах. Тем временем возбужденный Леня, жадно целуя в губы, уже гладил ноги под юбкой».
Рефлексии подобного рода будут встречаться в тексте нередко (на радость любителям любовных и эротических романов и на беду тем, кто купился на эпиграф из стихотворения Анны Ахматовой). Во второй части сгорать от желания к мужчине 40 лет, бизнесмену из Уфы, нефтяному магнату Николаю будет внучка Ниночки, Татьяна, 19-летняя студентка истфака.
Надо сказать, что автору романа, научному редактору журнала «Новая и новейшая история», удается убедительно нарисовать в рамках нескольких поколений историческую картину Великой Отечественной войны, Германии 1945 года, периода репрессий и настоящий день, с его джакузи и полом с подогревом. Но это все больше интерьерные, гастрономические, будуарные замечания: «Более или менее приличные, светло-кофейные обои с золотой продольной полоской нашлись в Пассаже┘ оставалось только расставить посуду – чайный сервиз «кобальт», бокалы с коронами, хрустальные рюмки┘ в старинный буфет из карельской березы». Другие же сведения звучат, как на уроке москвоведения: «Улица называется Метростроевской. Раньше она называлась Остоженкой. В этом красивом доме учатся студенты, изучают разные иностранные языки. Например, английский, французский. А давным-давно, лет двести тому назад, здесь жил генерал по фамилии Еропкин».
Психологизма и медитативности в романе немного, если же они и встречаются, то походят на что-то вроде «как быстро растут дети!», «отчего мой муж весь вечер протанцевал с именинницей?» или «как бы вернуть свою коммуналку в центре Москвы?».
Кстати сказать, коммуналку «на третьем этаже, с желтым тюлем, кастрюльками, столетником и трехрожковой люстрой», родные пенаты всех четырех поколений, начиная с Эммы Эдуардовны и заканчивая Танечкой, все-таки возвратят законным наследникам, и кто бы вы думали? – Николай, нефтяной магнат, этим роман и заканчивается. Хотя такая концовка: «┘а когда ты вернешься? – Вопрос прозвучал так обреченно, словно Иннуся уже догадалась, что ей ответит ее неразумная дочь» – могла бы служить новым зачином пятой истории о семье отличницы Татьяны, так удивительно похожей на свою бабушку Нину и маму Иннусю, учительницу русского языка и литературы, и ее бизнесмена Николая, такого же «сильного и милого», как дедушка Леня и папа Слава, кандидаты технических и филологических наук┘