Мирослав Немиров. Полное собрание стихотворений. Том 1. Восьмидесятые. – СПб.: Красный матрос, 2009. – 256 с.
Отборное сочетание лирики и мата, жизнь без прикрас и попытка найти эти самые прикрасы в этой самой жизни┘ Мирослав Немиров – поэт своего времени или поэт, сочетающий в себе все эпохи? Наверное, для каждого свой┘
Поэт, эссеист, прозаик Мирослав Маратович Немиров родился 8 ноября 1961 года в Ростове-на-Дону в семье рабочего-фрезировщика и студентки Ростовского инженерно-строительного института. В 1975 году семья Немировых переехала в город Надым Тюменской области, где Мирослав прожил пять лет, поступив впоследствии (в 1980 году) на филологический факультет Тюменского государственного университета. В студенческие годы просыпается в нем поэт, поэт весьма необычный, небанальный, остроумный и задорный. Весну он называет «машиной любви», притом машиной «сверкающей и дурацкой»... «То есть стихи, – говорит автор, – вообще говоря, они ближе к «картинки показывать», нежели чем к «душу изливать».
Собрание сочинений Немирова за 80-е годы открывает перед читателем картину реального мира в реальных красках, со всеми эмоциональными переживаниями человека, незамазанными кистью этикета. Поток мыслей вперемешку с отборной, но точно подобранной матерщиной, ничем не прикрытой и даже выставляющейся порой на первый план, выдает в Немирове человека открытого, откровенного и простого. Лирическое стихотворение про наскучивший город заканчивается фразой: «Не с кем даже бабахнуть порою винишка», и датировано оно «август, что ли, 1986, Надым»; из такой, с позволения сказать, «авторской забывчивости» явно следует, что поэзия для Немирова – не способ заработать, а способ описать жизнь, не задумываясь над мелочами наподобие дат, «красивых выражений» и т.д.
Один из многих, но, пожалуй, лучший. Фото Екатерины Богдановой |
Однако же за всей этой бытовой ширмой ясно проглядывается глубокое лирическое начало творчества Немирова. «А я ведь, по сути, совсем же еще молодой», – пишет автор в стихотворении, где описывает свой страх перед прохожим, который в ночное время упорно идет у него за спиной. Этой строчкой автор выдает в себе философа-романтика┘ Иногда Немиров задумывается в своей лирике над тем, как «здорово-весело оскорбленным быть и униженным». Словом, в своих «картинках» Мирослав Маратович не забывает подчеркнуть и «виды души». Если попытаться найти цитату, которая наиболее точно выразит концепцию образа Немирова, то на ум сразу приходит: «И сквозь ветви светится небо голое,/ Голым как бы и голимым алкоголем».
Интересную тему поэтической бедности поднимает автор в своем стихотворении 1990 года «Ах, как хочется быть богатым!». Картины грез одна за другой сменяются картинами реальности. Красавицы, которые хотят именно автору понравиться, переплывают в «е...аную думу», на которую автор обречен только из-за того, что нельзя поэту быть богатым, поскольку таких поэтов народ «не понимает и поэзию их не любит».
Мирослав Немиров – поэт сверхреалистический, но не лишенный лиричности и романтики. Он ищет необычное в обычном, а точнее говоря, пишет о необычном совсем по-обыденному: с грязью, насмешкой, иронией и в то же время с непреодолимой тоской и любовью┘ Он не пророк, не лицо нации, он просто обычный трудяга-наблюдатель. Один из многих, но, пожалуй, лучший┘