0
1152
Газета Проза, периодика Интернет-версия

25.06.2009 00:00:00

Сюрреализм и гомосоветикусы

Тэги: шестков, алконост, россия


шестков, алконост, россия

Игорь Шестков. Алконост. – Франкфурт-на-Майне: Литературный европеец, 2008. – 192 с.

Проза русско-немецкого писателя Игоря Шесткова неоднозначна, сложна и интересна и по языку, и по темам, а главное, по высокому градусу отрицания не только советского строя, но и современной России, жители которой и ныне во многом сохранили в себе элементы совка. Родившись в Советском Союзе в 1956 году, Шестков, урожденный Эпштейн, с юности стал убежденным антисоветчиком. Учился в вольнодумной московской Второй школе, окончил мехмат МГУ, работал в НИИ, участвовал в скандальных выставках художников-нонконформистов, а с началом перестройки эмигрировал в Германию.

Результатом двадцатилетней жизни и деятельности на неметчине стали выставки фото и графики, публикация в зарубежной русской периодике статей об искусстве. А с 2004 года Шестков пишет рассказы на русском языке. «Алконост» – третья его книга после сборников «Меланхолия застоя» и «Африка». Рефреном всего сборника можно назвать напряженную эмоциональную борьбу в душе автора – борьбу любви и ненависти к злосчастному Отечеству. Состояние этой эмоциональной схватки можно проиллюстрировать строками Лермонтова: «Прощай, немытая Россия,/ Страна рабов, страна господ,/ И вы мундиры голубые,/ И ты им преданный народ».

После первого рассказа «Стена» подумалось: «Не стоит дальше читать этот сборник». Степень прямой и неприкрытой, нервозной, оголтелой критики советского и постсоветского пространства была так велика, что вызвала волну законного возмущения человека, родившегося и жившего в СССР и новой России. Однако я не отбросила книгу и, читая дальше, поняла истинность русской пословицы: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». Стало ясно, что неприглядные «гомосоветикусы» Шесткова сродни уродливым персонажам Гоголя и Салтыкова-Щедрина, которые препарировали российскую жизнь не из гадливости и ненависти, а из подогретого печалью патриотизма.


За любовью к Родине прячется ненависть, за спинами невинных пионеров – адский ужас эпохи.
Иван Куликов. Пионеры. 1929. Муромский историко-художественный музей

Вот безгубый и половинотелый инвалид дядя Витя, над которым издевается детвора; вот пионеры Коля и Петя, до крови стегающие друг друга прутьями; в больнице лежит Филлипыч, лишившийся горла из-за того, что случайно выпил уксусную эссенцию, и лишившийся зрения пилот Гражданской авиации, мечтающий о минете. Маленький армянин Мамикон возбуждается от садистских сцен уничтожения шмелей; доносчица Гривнева играет в сексуальные игры с профессором физико-математических наук Лакшиным. Образы Шесткова, встроенные в серую безрадостную картину советского быта, с одной стороны, пронзительно реальны, а с другой – гротескны и сюрреалистичны. Этот контраст становится скальпелем, которым Шестков препарирует труп СССР, извлекая на свет неблаговидное содержимое.

Сюрреализм помогает показать душевное состояние героя. Например, в рассказе «Чингачгук», где жених собирается на свадьбу, как на эшафот: «Свадьба. Свадьба. Свадьба. Две нагие фигурки плескаются в тазу с вишневым вареньем. Раньше киношники для имитации крови использовали┘ Сладкая кровь┘ Свадьба┘ Сводятся-свадятся-свариваются. Нежная Юлина грудь. Вишенки-соски. Сосочки. Собрал Бог пальцами кожу и проткнул дырочку┘ Палочкой для ковыряния зубов┘» Или вот, например, видения писателя-сюрреалиста: «Миша открыл глаза. Перед ним стояла нянечка хирургического отделения. Старая кошка в старомодном чепце. С усами. На ее груди сиял металлический панцирь. В руках она держала корзинку с церковными принадлежностями – подсвечниками, кадилом, копием, напрестольными крестами, дароносицей и водосвятной чашей».

Взгляды Шесткова на постперестроечный период в России – взгляды желчного мизантропа, однако они только высвечивают его неравнодушие к России. Не зря на обложке сборника красуется Алконост – райская птица-дева, которую называют птицей грусти и печали – а внутри книги помещены советские плакаты и лубочные картинки. В итоге хотелось бы резюмировать, что в сборнике «Алконост» Шестков предстает тонким и самобытным прозаиком, мастером психологического портрета, скачущий, рубленый стиль которого насыщен ироническими заметками и емкими бытовыми деталями. Остается лишь пожалеть, что автор сэкономил на корректуре: в книге огромное количество стыдных ошибок или, возможно, опечаток.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1383
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3273
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2361
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1893

Другие новости