0
1235
Газета Проза, периодика Интернет-версия

11.06.2009 00:00:00

Ностальгия по Вахтангову

Тэги: вахтангов, театр


вахтангов, театр

Jewgienij Wachtangow – co zostaje po arty°cie teatru? (Евгений Вахтангов – что остается после художника театра?) – WrocЁaw, 2008. – 440 с.

«Что остается после художника театра?» – вопрошал подзаголовок посвященной Вахтангову конференции, которая пару лет назад проходила в Польше. Ответ отчасти был дан уже тем, что ее организовывал Центр изучения творчества Гротовского. Как показала в своей книге «Монастыри и лаборатории» Катажина Осиньска, для Гротовского был важен опыт «непокорного ученика» Вахтангова, Юрия Завадского. Конечно, и сам Гротовский был «непокорным» учеником всех своих учителей, так же как и Вахтангов – «непокорным учеником» Станиславского. И в сущности, никакого другого ученичества, как непокорного, и не может быть – в этом отчасти и состоял урок Завадского – переданный тогдашним студентам устно, в до сих пор неопубликованной лекции.

Катажина Осиньска – организатор конференции и составитель вышедшего в конце прошлого года сборника (в том числе – 150 страниц хроники жизни Вахтангова!) – обо всех этих перепитиях в предисловии вспоминает; и тем не менее круг тем, затронутых в книге, гораздо шире. В ней тщательно проверены на прочность все «источники и составные части» театроведения. Мари-Кристин Отан-Матье, дотошно анализируя контекст появлявшихся в разные моменты советской истории публикаций, выясняет, на что они еще могут быть пригодны, кроме экземплификации истории цензуры и автоцензуры. Надежда Линдовска предлагает прочитать следы «метода» Вахтангова в «методе» Михаила Чехова – коль скоро последний оставил после себя и книги, и школу. Беатрис Пикон-Валлен постигает «вахтанговское» через спектакли – и студийное дело – Петра Фоменко. Интересно, что при этом выбраны художники, отнюдь не спекулирующие на «продолжении дела Вахтангова». Однако если в случае Фоменко молчание по поводу «вахтанговской традиции» – понятно, в случае Чехова, сыгравшего в спектаклях Вахтангова лучшие свои роли, – во многом парадоксально.


Спускаемый аппарат корабля "Союз" после посадки.
Фото из архива NASA

Добавим сюда, что и герой третьего сравнительного анализа, Тадеуш Кантор, хоть и вспоминает имя Вахтангова, но не больше, чем Мейерхольда или Таирова. А ведь спектаклей последних он не видел, а «Гадибука», как доказывает Осиньска, почти наверняка – да! Следы его видны и в повторяющемся во многих спектаклях Кантора образе «мертвой невесты», и в его гениальной концепции «актера-дибука». Зато Кантор не раз вспоминает «Корону Давида» в постановке Дикого, показанную на тех же гастролях...

Осталось сказать еще о двух статьях сборника, и, может, загадка разрешится. Обе посвящены творению Вахтангова, под которым его имя стояло долго – до 1960-х годов, «Гадибуку». Тот факт, что «Габима» объездила с ним весь свет, дает все карты в руки историку театра: в каждом новом городе появлялись новые рецензии; статья Владислава Иванова играет всеми красками живых зрительских впечатлений. В тексте же Елены Тартаковской – внушительный список сомнений по поводу такого долгожительства – их зрители высказывали уже начиная с 1930-х. Была ли судьба «Гадибука» лучше злополучной «Турандот»? Парадокс Вахтангова в том, что поколения зрителей имели возможность соприкоснуться с режиссерским каркасом двух его шедевров, из которых с ходом лет полностью выветривался дух его творений. Наверняка и «каркас» нес в себе художественную информацию. Однако подлинный художник, идя «по следам» своего предшественника, отдает себе отчет, что уже и то, что он видел как «спектакль гениального...» – всего лишь «след», ностальгический отпечаток невозвратимого момента творческого экстаза... И что только это и остается после художника театра.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Единая Россия" подарит оппозиции бумажный бюллетень

"Единая Россия" подарит оппозиции бумажный бюллетень

Иван Родин

Корректировка избирательного закона нацелена на решение более значимой задачи

0
359
Россия может перенять опыт Ирана по борьбе с авиасанкциями

Россия может перенять опыт Ирана по борьбе с авиасанкциями

Ольга Соловьева

Власти пытаются закрыть дефицит кресел "мокрым" лизингом

0
484
Дело коммуниста Самсонова пригодится к выборам

Дело коммуниста Самсонова пригодится к выборам

Дарья Гармоненко

КПРФ предлагает властям определить критерии политических репрессий

0
416
В зоне интересов России может появиться новая кризисная точка

В зоне интересов России может появиться новая кризисная точка

Молдавия начинает национализировать российские активы

0
324

Другие новости