Театр как социологический феномен/ Отв. ред. Н.А.Хренов. – СПб.: Алетейя, 2009. – 520 с.
Серия, в которой вышел этот том, где на обложке – театральный занавес, чуть приоткрытый, и за этой приоткрытостью – чернота, тьма египетская, эта академическая серия называется «Историческая книга». Вряд ли подразумевалась такая точность: статьи, вошедшие в книгу, – история русского театра, еще точнее – истории русского театра в свете социологии. Все они печатались в малотиражных ротапринтных сборниках, которые издавались с начала 70-х годов. Вряд ли круг читателей с выходом этой книги (ее тираж – 1000 экземпляров, а больше, наверное, и не нужно) заметно расширится, но появившаяся дистанция придает этим исследованиям иной смысл, во всех отношениях исторический.
Каждая или почти каждая статья втягивает в круг проблем, тогда, быть может, впервые в истории советского театра поставленных (а в некоторых случаях – не впервые, нет), но сегодня – по-прежнему новых и острых. Современная драматургия и коммерческая комедия, подготовленный и неподготовленный зритель, проблема театральной публики как таковой, формирование театрального сознания, актер и публика (и актер – О ПУБЛИКЕ), формирование театрального репертуара и его эксплуатация – кто, кому и что диктует (публика театру или театр формирует хоть что-то и хоть что-то формирует, пусть и на небольшом пятачке, в пространстве вокруг себя)... Очень интересно, отчасти, конечно, печально, отчасти – напротив, вносящее в сегодняшнюю сумятицу екклезиастический оптимизм.
Итог исследования, одного из многих: отсутствие знания театра, его законов мешает полноценному его восприятию. Банальность, казалось бы, но не только.
Любопытно, что 40 лет спустя многие выводы и предупреждения об опасностях, прозвучавшие, скажем, из уст (или – выбежавшие из-под пера) Геннадия Григорьевича Дадамяна («Аудитория театра и его стратегии») в условиях плановой социалистической экономики, не потеряли своей болезненности и – снова актуальны при капитализме. Дадамян же пишет, и в этих сухих словах слышится его взрывной темперамент: «За последние 10 лет произошло существенное увеличение случайной аудитории на фоне сокращения доли постоянных зрителей. Есть театры, у которых случайная аудитория достигает 60%». Написано в 1974 году. А как сейчас?..
Театральная публика – хорошая пища для социолога. Фото Бориса Бабанова (НГ-фото) |
Напоследок цитата, даже две (из статьи А.Н.Алексеева и В.Н.Дмитриевского «Театральный репертуар как объект социологического анализа»): «Сегодня многие молодые актеры, обладая хорошей технической выучкой, подчас гораздо слабее владеют внутренним перевоплощением. Они боятся оставаться наедине со зрителем, боятся монологов и особенно пауз, суетливо ищут внешние приспособления, им плохо удаются психологически объемные сценические характеры. То, что молодые часто не только не закрепляют навыки, полученные ими в вузах, но даже подчас в повседневной работе теряют их – тоже результат воздействия на еще профессионально не окрепших актеров художественно неполноценного репертуара». И дальше результат опроса: «Комедийность, развлекательность, мелодраматичность, детективность – вот характеристики, которые, порой конкурируя, а порой и мирно уживаясь друг с другом в рамках одной пьесы, повышают шансы драматургического сочинения выйти в число лидеров». Написано в начале 70-х.