Луиза Бак, Джудит Грир. Искусство в собственность. Настольная книга коллекционера современного искусства/ Пер. с англ. С.Шкунаева. – М.: Фэйс Фэшн, 2008. - 336 с.
В этой книге о современном искусстве нет ни одной (!) иллюстрации. Но они здесь и не нужны: авторы и издатели призывают не репродукции в книжках разглядывать, а самим покупать себе произведения современных художников. К тому же лихой шрифтовой дизайн этого издания вполне компенсирует отсутствие картинок. Книга эта – пособие для начинающих коллекционеров: с ценными практическими советами, высказываниями художников, арт-дилеров, галеристов, кураторов, критиков и т.д. Для бескорыстного же поклонника современных визуальных искусств книга может стать чем-то вроде путеводителя в тот мир, где сосуществуют высокохудожественное и откровенно коммерческое. «Лучший способ приобщиться к искусству – это покупать его, жить с ним, страстно любить его и заботиться о нем (если, конечно, вы можете это себе позволить)», – цитируются в книге слова директора одного из лондонских музеев. Как говорится, купи меня, если сможешь┘
Луиза Бак – журналист, давно пишущая о современном искусстве; Джудит Грир – многолетняя собирательница актуальной арт-продукции. Обеим британским дамам есть что сказать о предмете своей страсти и своего изучения. Начав с материй почти философских («зачем собирать искусство?», «с чего начинать?»), они постепенно переходят к вполне прагматическим вещам. Специфика аукционной купли-продажи, особенности хранения, страхования и транспортировки картин (вот откуда стилизованная под упаковочную бумагу обложка книги); взаимоотношения с арт-консультантами, музейщиками... Собирание современного искусства, внушает нам книга, – это модный способ «альтернативного инвестирования капитала». И вообще коллекционером в наши дни может стать практически каждый. Сумела же обыкновенная нью-йоркская чета Фогелей (почтовый клерк и библиотекарша) на одну зарплату сколотить коллекцию из 2500 работ известных художников, включая самого Энди Уорхола!
«Искусство вошло в моду как нечто экзотическое и элитарное. Ему нет нужды быть понятным, если теперь оно теперь стоит так дорого», – констатирует в послесловии видный арт-критик и научный редактор издания Екатерина Деготь. По ее словам, эта книга «разрушает тайну», выдает некоторые профессиональные секреты, показывает нам механизмы и технологию коллекционерского дела. Впрочем, в связи с кризисом и уменьшением инвестиций в актуальные художественные проекты у этой книги, увы, есть шанс стать своего рода произведением чистого искусства.