Лидия Шульгина. Графика. Живопись. Скульптура/ Альбом на русском и немецком яз., авт. макета Андрей Рыбаков. – М., 2009. – 144 с.
Только что вышедший альбом – больше чем собрание репродукций, семейных фотографий, фрагментов писем, выдержек из рецензий разных лет. Это повествование о том, как человек строит свою жизнь, а жизнь – параллельно – строит судьбу человека. И о том, что из всего этого построилось.
Начинала Лидия Шульгина как график – иллюстратор литературы для детей. Увидев однажды, невозможно забыть ее удивительных и трогательных персонажей – героев сказок Сергея Козлова, Бориса Заходера, Ирины Пивоваровой. «Я стараюсь нарисовать полную картину мира, предлагаемого автором, в котором герои смогут жить самостоятельной жизнью, создавая новые ситуации. Про себя я называю это параллельной сказкой», – говорила Лидия.
Но ее путь шел дальше и глубже. От книг – к Книге книг: «Было бы дерзостью сказать, что я работаю над темами из Библии или пытаюсь ее иллюстрировать. Я просто читаю Книгу, и сегодняшние события кажутся мне ее продолжением».
На этом пути Шульгина обращается к живописи. «Она не отступила ни от одного из принятых на себя обязательств, – пишет художник Николай Эстис, – не растоптала ни одного канона, лишь усложняла свое художественное кредо, ощущая стиль и форму не как ломку и разрушение, а как прививку различных плодов к одному и тому же дереву. Творчество Лидии Шульгиной от начала до конца интенсивно и культурно созидательно. Это возвращение временного – вечному».
Последней на этом пути оказалась скульптура. Легкая, воздушная, бумажная. Но и мощная, наполненная драматизмом. Шульгина придумала особую технику: старая газетная бумага, смоченная в водоэмульсионной краске, едва тронутая цветом. И все – для того чтобы «воплощать невоплотимое». Лев Аннинский назвал это «техникой финала»: «Фигуры застывают, храня вещество несуществования. Никакого каркаса – все легкое. Чистым духом держится».
Лидия Шульгина. "Пророк". Из цикла "Фигуры". 1998. Газетная бумага, краска. |
В одном из последних писем Лидия писала: «Вот и живешь на разломе, на стыке – наций, культур, желаний, устремлений... И видишь, что у Времени нет начала и поступательности в движении. Слово, прозвучав, отразило всю нашу жизнь и напророчило ее же. И опять каждый, выброшенный в мир, начинает свой путь с выбора – не покориться, нарушить запреты и заповеди. И опять грозный Судья ломает и крушит нескладные фигурки. И нет конца...»
К счастью, художник знает больше многих. К сожалению, он и платит за это знание больше многих. Как Лидия Шульгина.