0
1341
Газета Проза, периодика Интернет-версия

29.01.2009 00:00:00

Плац неба

Тэги: проза


проза

Александр Окунь. Плацебо. – М.: АСТ; Зебра-Е, 2008. – 320 с.

Александр Окунь, иерусалимский житель и нетривиальный художник, написал книжку с подзаголовком «история для подростков разного возраста».

Я ее радостно проглотил – вкусное чтение, текст течет – и теперь чешу в загривке: куда мне, согбенному годами, в подростка рядиться, бегать с девушкой под дождем и солнцем туда-сюда! Изредка сидишь себе, старый хрен (ну, пусть имбирь!), рядом с женщиной, словно в прозрачном шаре у Босха – и вставать не хочется, не то что двигаться! О подростковости прозы Окуня пишет с агни-интонациями простодушного Барта в предисловии Людмила Улицкая: «В этой книге можно найти абсолютно все, что нужно человеку нашего с вами возраста – от десяти и выше: полную чудес и тайных знаний аптеку «Плацебо» (заодно узнаете, что это такое), волшебную книгу, циркачей, милейшую крысу Матильду, Альберта Великого и летательный Агрегат, которому суждено было взлететь только один раз┘» Вот теперь вы примерно представляете, про что книжка. Но опытный лепет Улицкой – это очередная обманка, уж больно у «Плацебо» культурна подкладка и интеллектуальна изнанка. Этакая книга-музей, и главный герой – мальчик-многознатец, вергилиевый гид, водит нас по залам, где экспонаты-персонажи говорят и показывают, а он транслирует их речи. О чем вещают? Да обо всем – о танагрских статуэтках и фаюмских портретах. О подростковых страданиях и взрослых комплексах. О полигамии и монотеизме. О королях и капусте. О гении и злодействе. О чистой красоте и свойствах страсти. О творчестве и крючкотворстве┘

Сидят во глубине обычной городской аптеки («Двусветный зал был пронизан золотистым мягким, непонятно откуда льющимся светом. Как у Рембрандта») интересные достойные люди – как у короля Артура – выпивают, закусывают, беседуют – «приятные процедуры за столом», как у Олеши. Над ними безмятежно висит чучело крокодила, вокруг зеркала, реторты и инкунабулы. Сами они – «кавалеры». Имя им: Аптекарь, Кукольник, Художник, Поляк, Эжен, Анри, Эли, Оскар. Губы их шевелятся и автор – мальчик (он безымянный, его зовут просто «Ты») внимает и озвучивает действо. Делает он это старательно, тщательно артикулируя – «от гирландайевского портрета Тарнобуони», «от строгих классицистов, как Шнабель, и до бесшабашных, на грани китча, романтиков вроде Игнаца Фридмана». Я читаю сии пассажи с наслаждением, хотя мой шнобель слегка уныло повисает – вот ведь мальчик, небольшое существо, а сколько знает, нахватался, а ты, старый ваниль, корю я себя┘ А ведь я тоже хочу кувыркнуться туда, в вечернюю аптеку (ап – и там!), за деревянный стол к апостолам, где цитируется Рильке и возникает Гумилев, наслаиваются притчи и приходят библеизмы┘ Кроме того – о бабах много. «Это мир – мой!»


В мире Зазеркалья бродят люди с песьими головами.
Погребальная пелена с изображением умершего, Осириса и Анубиса. Середина II века. ГМИИ

Выучу у мальчика слово «антоблемент» (он его часто – дважды – произносит), если это не ругательство, конечно. Буду бродить по Городу. Это еще один герой – зал книги Окуня. Туманно неназываемый автором, он полон Храмом и развалинами, по нему ходит трамвай, а на набережной мужчины в канотье и дамы под зонтиками, словно сошедшие с дагерротипов – хотя из контекста понятно, что тут по горло Аль-Акса и нету Альбиона┘

Восток-с. География и эпохи занимательно смешались, потому что историю нам рассказывает подросток, к тому же бросивший школу (хорошо еще, что не полный шума и ярости). Ученик аптекаря-чародея, провизора, который провидит будущее и приводит слова: «Озарение – это повседневность, приподнятая на два вершка над землей». Вот мальчик, от горшка два вершка, и толкует нам про искусство – плацебо это, ребята, таблетка без лекарства, а главное – сам человек и друзья человека (Мария там, Вероника), потому что человек один не может ни черта (если он не Хэм и не Один). При этом Окунь на письме явно окунает свои кисти в свою живопись – а она странна, дивна, плавно перевернута и овальна (а я с детства полюбил овал, чего б там Коган ни гонял), в ней ночует гофманиада с цветущей дьявольщиной «сера-пионы». Причем это не просто проза художника, но художника должно начитанного. Точно вам говорю, истинно – очень начитанная книга (как бывают намоленные места). Вот начало: мальчонка в новых кроссовках – подарок матушки на день рождения (Петруша Гринев!) – скачет мартовским зайчиком по городу, грызет мороженое, бежит за бабочкой-«апостолосом» (Володенька Набоков!) и будто за белокроликом ныряет в Страну Чудес. Там действительно чудеса, там люди бродят в золотых кандалах и катят Бочку (в Иерусалим, в Иерусалим!), вышагивает женщина с собачьей головой и идет Игра вокруг таинственной книги – все эти монструозы, естественно, имеют своих двойников в реальном времени, в Зазеркалье. Это и есть «кавалеры» с верными подругами. Если отщипнуть кусочек теста на анализ и посмотреть на срез, то виден ранний Каверин времен «братьев», обнимающий братьев Гримм, и тут же на групповом снимке Гофман, Гауф и примкнувший Грин (город – чистый Зурбаган). В общем, Кэрролл, разбодяженный «Волхвом» Фаулза. Да вдобавок серебрянки символизма капнуто: о, звукокраски и числобуквы всех стран Оз – объединяйтесь! Как пойдет мальчонка описывать – успевай облизываться! Приведу: «Никого, кроме дрожащих среди цветущих апельсинов стрекоз и висящих над медовыми зонтиками кашки шмелей, и, вытерев листьями смоковницы руки, я пристроился у колонны в тени древней оливы». А кипарисы! «Их тихая неподвижность сродни молчаливым надгробиям, а выбившийся из строя кипарис подобен одинокой колонне, потерявшей свой антоблемент». Во, во, пацаны – «кипарисы, словно ввинченные в звездное небо рукой арльского безумца». Снимаю кипу! И много еще такого пиршества, почти сплошь, всего не перепишешь, сами ловите книгу Окуня и читайте. Кстати, последний герой «Плацебо» – загадочный летательный аппарат, зовущийся Агрегат и напоминающий, понимаешь, замятинский Интеграл и татлинский Летатлин.

С виду тоже полное плацебо, неуклюжий муляж, он все-таки в самом конце героически, икаровски взлетает с экипажем, хотя и сгорает в нижних слоях атмосферы! И когда святые – «кавалеры» маршируют в рай по плацу неба – все они красавцы, все они поэты┘ Давно известно – от Данте, – что поэты ни в Рай, ни в Ад, ни в Чистилище не попадают. Они – нигде, в каких-то сумерках, в несусветном городе Лим. Именно туда держат небесную путь-дорогу – мечты и мытарства! – Аптекарь, Кукольник, Художник со товарищи. Там сотов мед, и щи в котле, и коньяк на столе. Выпьем с ними на дорожку!

Мне, уставшему от массолитной примитивности и водянистой абстинентности многих нынешних текстов, книга Окуня показалась яркой и умной отдушиной, глотком крепкого хорошего. Недаром она понравилась таким замечательно разным разумным, как Дина Рубина и Игорь Губерман, чьи славные слова выколоты на спинке обложки.

Не знаю, правда, для широкого ли читателя эта книга. Широкий – он, право, не шибко глубокий. У него в головах – дремучая смесь. Он – метро-интеллектуал, он читает немало, он запаслив (видел по «ящику», как прет Москва с тележками на книжную ярмарку), он этакий муравей. А муравья баснями не кормят. Ему, московскому доктору Имаго, предивная классификация тишины, созданная Окунем, – «тишина Рембрандта, освященная присутствием Бога, грозовая тишина Микеланджело, нелепая клоунская пауза у Фетти, Строцци и Солимены, орущая, захлебывающаяся тишина Сутина, солнечная тишина Матисса, обжигающая тишина Пикассо, элегантная тишина Марке» – покажется, конечно, интересной, местами┘ Но и действо подавай! Окунь же такую задачу не ставит – он автор иной породы, из другого теста. Башня его книги – слоновая кость, белая глина┘ Вот как сказано об эго-персонаже Художнике: «Фигуры на его холстах долго шевелились┘» Это хорошо. Движенье – все, а цель – плацебо. Пусть же все герои этой книги еще долго шевелятся в нас, издают цвета и звуки и лечат от жизни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1260
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3129
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2226
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1783

Другие новости