Сергей Шаргунов. Птичий грипп.
– М.: АСТ, 2008. – 224 с.
В 2005–2007 годах, помнится, среди оппозиционеров всех мастей было много разговоров о том, как после президентских выборов 2008 года они выйдут на улицы, чтобы своими силами обеспечить победу настоящему избраннику народа, не допустить фальсификаций, а кое-кто по аналогии с Майданом-2004 планировал Манеж-2008. Предрекались беспорядки, бунт, массовые митинги, танки на улицах и даже кровь... Ничего этого не произошло, народные массы не вышли на улицы, танки не были введены в город, кровь не пролилась. Почему?
На этот вопрос пытается ответить писатель Сергей Шаргунов, на время прервавший (пусть и против своей воли) политическую карьеру, чтобы художественно осмыслить предшествовавшие выборам события. Возвращение в литературу оказалось блистательным. Странно, но уровень литературного мастерства Шаргунова сильно возрос за годы политических баталий, когда он появлялся на страницах газет в лучшем случае в качестве публициста, а чаще – в качестве героя информационных заметок. Дело, по-видимому, не только в естественном взрослении, но и огромном количестве нового жизненного опыта. Во-первых, Шаргунову удался динамичный, крепкий, сцепленный сквозной интригой сюжет (а не просто коллаж зарисовок). Во-вторых, у него неожиданно открылся дар сатирика (предыдущие вещи подкупали скорее юношеской серьезностью). В-третьих, вещь получилась удивительно многоуровневой (чего стоят «птичьи» мотивы, хитроумно вплетенные в повествование). И, наконец, в-четвертых, у него получилась книга – в лучшем смысле этого слова – «социальная».
«Птичий грипп» – это книга о драме современной политизированной российской молодежи. На ее страницах представлены самые разные слои и идеологические течения: фанатичные скинхеды и экзальтированные коммунисты, амбициозные карьеристы и неисправимые маргиналы, инфантильные либералы и даже одна шахидка. Дезориентированные, взбаламученные, но увлеченные, пассионарные и по-своему симпатичные. Неприглядно показаны лишь молодые конформисты, равнодушное большинство, с трудом приводимое в движение обильными финансовыми вливаниями, – идеальный объект для манипуляций и натравливания на «несогласных».
В итоге все оппозиционные молодежные организации, собравшиеся, чтобы выработать единый план действий, ждет полный разгром. А один из героев, по вине которого это произошло, вдруг прозревает┘