Поэтому! – 2008, № 1,. – 112 с.
Поэзия может быть в услужении правителей мира сего, а может существовать особняком.
Глянцевый журнал издается по своим правилам. Журналы в формате life style имеют цель давать более или менее полное представление о стиле жизни социальной группы, к которой их читатели принадлежат или хотят принадлежать. Недавно вышел первый номер поэтического журнала такого рода «Поэтому» (название появилось в результате конкурса в сети). Главный редактор Анна Токарева уверена, что такой формат «продиктован временем и азами маркетинга». Современный читатель непременно заблудится в интернете, мире серьезных толстых журналов и поэтических вечеров, ему нужна яркая картинка. Тогда станет понятно, кто такой есть поэт, если его переформатировать в то, что сегодня называется «звезда»: фотосессии, интервью, узнаваемость, популярность в народе.
Эпиграф на первой странице: «Стихи и оды требуют украшенности» – так писал Цао Пи в VI веке... Качественные фотографии (над поэтами поработали стилисты и визажисты), по всем правилам размещенные материалы: слово от редактора, затем информация об авторах, на первых страницах – поэты крупным планом: Елена Исаева, Дмитрий Строцев, Вера Полозкова, Всеволод Емелин, Вадим Месяц, Анна Русс и другие. Красивые и одухотворенные. Объявлено несколько конкурсов: иллюстрирование стихов, конкурс на стихотворение, из которого художники сделают продукт арт-дизайна┘
И все-таки первое впечатление – непривычно. Да и поэт Воденников на обложке уж больно холеный. Но любопытство все же заставляет листать, читать, и успокоение приходит.
Это многоплановый проект, здесь не только печатаются произведения с краткой биографической справкой об авторе. Система рубрик – крона дерева густой разветвленности. Вот «Эпика» раскрывает тему номера «Короли» и содержит в себе «Сюжет», «Архетип», «Персонаж», «Дневник» и «Антологию». А внизу страницы даны определения для непосвященных, что это такое.
В целом есть и что почитать, и что посмотреть.
В «Эпике» – интервью «короля поэтов» 1982 года Александра Еременко, и коронованного в прошлом году Дмитрия Воденникова, и мини-антология стихов монархов-поэтов.
В «Лирике» – подборки стихов о родине, войне, любви и городе, эксклюзивное интервью с Патти Смит, американской поэтессой и панк-идолом, диалог с Аллой Демидовой, которая читает стихи в «Театре поэзии».
«Разве поэзия не тайнопись?» – спрашивает Вилли Р. Мельников в своем эссе «Стихооттворение». В «Лирике/Места и времена» он размышляет о рунических знаках, двух «Эддах», о викингах и скальдах. Руна по-готски – «тайна». А поэт – «пастух сверканий чешуи рыб золота водопада речей».
Поэзия в журнале изучается как явление, даже препарируется, но осторожно. Для тайнописи нужны особые методы и средства. Не расчленить скальпелем и не засунуть в пробирку, а приближаться и удаляться на цыпочках, а если застанут врасплох – «я просто поинтересовался и все, ухожу». Это всегда вокруг да около, а если прямо – это уже другая история, другой жанр и другой журнал.
Вот в «Лирике/Мотиве» попросили Юрия Арабова растолковать свое стихотворение «о черной крови земли»: как оно возникло – получилось масса открытий, которые сделал автор в ходе беседы.
В «Стансах» на вопросы журнала отвечают организаторы литературных проектов, названные «городскими сумасшедшими».
Вносит изюминку блиц-опрос тех, чьи фотографии на первых страницах журнала: «Какую книгу вы сейчас читаете?» и «Под какую музыку пишутся стихи?». Вот он – «стиль жизни»: что носят звезды нынешнего литературного «реального» процесса, , где бывают, что слушают, но это не вызывает приступа тошноты. Потому что есть подлинная жизнь и в рубриках, и в текстах о поэзии и в стихах. Первый номер удался. Хорошо бы чем дальше, тем лучше. И и содержательнее, и чтобы глянцевость не резала глаза и не рвала душу.