Праздники на провинциальных литературных улицах пока редки.
Петр Гавриленко. "Праздник". 1996 г. Иллюстрация из журнала
Начало века: Литературный и краеведческий журнал томских писателей. – Томск, 2008. – №1. – 200 с.
Литературное издание является совместным детищем двух писательских организаций – томских отделений Союза писателей России (СПР) и Союза российских писателей (СРП). Видимо, в целях соблюдения союзного паритета главных редакторов двое – представитель СПР Геннадий Скарлыгин и Владимир Крюков от СРП. И авторов от каждого союза примерно поровну, хотя большинство – «беспартийные».
Судя по номеру, журнал не замыкается в томском кругу. Уже первая рубрика – «Гость номера» – отдана беседе члена редколлегии Владимира Костина с Григорием Померанцем. Известный московский философ и культуролог рассуждает о гуманитарной катастрофе и квазикультуре, а отвечая на вопрос «Есть ли интересные новые имена в литературе последних лет?», называет «По ком звонит колокол» Хемингуэя, книги Генриха Бёлля, Сент-Экзюпери, сказки Микаэля Энде и К.С.Льюиса. Из того, что писалось в России, – «Жизнь и судьба» Гроссмана, кое-что из Солженицына (но не позднее!), «Привычное дело» Белова, рассказы Распутина, «Переводчик Штайн» Улицкой┘ поэтов Серебряного века»┘ Здесь же представлены его эссе «Александр Шмеман в зеркале «Дневников», «Опыт Майкельсона» и «Могила неизвестного зэка».
Рубрика «Поэзия» открывается подборкой философской лирики Зинаиды Миркиной – поэта, переводчика и супруги Померанца: «Есть в мире лишь сосны да клены,/ Да дали безвестных дорог┘/ Есть в мире лишь дух обнаженный./ Есть в мире лишь сердце да Бог».
Сибирским авторам тоже не чуждо богоискательство и классические традиции. Например, Александр Ибрагимов из Кемерова отважно продолжает стихи Бродского о деревенском Боге, что живет не по углам, как думают насмешники, а всюду: «Божество живет в семье,/ В Журавлях┘ на нашей даче./ Обитает в синеве/ Карих глаз, а не иначе┘// Божество сопит в сынке/ На крылечке под сосною/ И висит на волоске/ Паучком передо мною┘» А томич Борис Овценов предлагает очередную вариацию пушкинского «пальцы просятся к перу, перо – к бумаге» – в бардовском духе: «Белый лист и перо./ Закурю папиросу./ Чай густой заварю,/ Чтобы сердце зажег./ И строка позовет./ Будто в кубрик матросов,/ Вновь слова соберет/ В очень тесный кружок».
По-настоящему же достойны прочтения «обэриутские» стихи Олега Лапшина («Не спит, мерцая, ночь –/ она невесела./ И грусти червоточь/ тревожит тих-дола») и подборка безвременно ушедшего, как это часто бывает с талантами, Владимира Антуха (1959–1995).
Прозаический, критический, краеведческий и юмористический разделы представлены исключительно томичами. Любопытна рубрика «Два взгляда», где даны противоположные мнения об очередном романе томского писателя Бориса Климычева «Прощаль». В небольших городах публичная критика местных литераторов обычно сводится к дежурным славословиям независимо от качества текстов, чтобы никого не обидеть: мир тесен, а город – тем более. Однако литературный критик Римма Колесникова обходится без комплиментарных экивоков: «У Бориса Климычева легкий разговорный язык. Но, читая, увидеть, представить образ-картину удается нечасто┘ Найти┘ убедительные художественные ситуации трудновато┘ Много фактических ошибок┘»
Хорошо, если такого взгляда будет удостаиваться и «Начало века». Хотя бы время от времени.