Пол Ди Филиппо. Странные занятия: Сб. рассказов. Пер. с англ. А.Комаринец. – М.: АСТ, Транзиткнига, 2007. – 480 с. (Альтернатива. Фантастика)
Пол Ди Филиппо. Нейтринная гонка: Сб. рассказов. Пер. с англ. А.Бушуева, М.Клеветенко, А.Криволапова. – М.: АСТ, Хранитель, 2007. – 480 с. (Альтернатива. Фантастика)
Ди Филиппо – один из наиболее неожиданных авторов современной американской фантастики┘ Впрочем, отнесение его к цеху НФ весьма условно. С таким же успехом следовало бы считать фантастами Владимира Сорокина и Бориса Акунина. И тот, и другой, и третий в своих произведениях творчески обыгрывают стереотипы, расхожие сюжеты и темы разных направлений литературы, и в том числе НФ. Но если Сорокин в этих опытах над словами по-ученому предельно серьезен, Акунин же, напротив, все экзерсисы подчиняет идее овладения читательским вниманием, то Ди Филиппо находится ровно посередине – он в меру насуплен и в меру попсов. Это даже вредит его массовой популярности – он проваливается между откровенно развлекательной паралитературой и серьезным постмодерном.
Каждая его книга – атлас иллюстраций к истории литературы. В «Стимпанк-трилогии» он спародировал литературу Викторианской эпохи, беллетристику на колониальные темы и американский авангард начала ХХ века с Уолтом Уитменом во главе. В «Потерянных страницах» обыграл мотивы произведений и судеб Сент-Экзюпери, Кафки, Хайнлайна и – вот вакханалия неполиткорректности! – Анны Франк┘ А еще там же он «скрестил» воедино истории жизней двух однофамильцев – культового издателя фантастики Джона Кэмпбэлла и культуролога, специалиста по теории мифа Джозефа Кэмпбэлла. Тем, кто знает, очень смешно!..
При этом в отличие от Сорокина и Акунина, использующих фантастику в корыстных целях, Ди Филиппо ее знает, понимает и по-настоящему любит.
«Странные занятия» и «Нейтринная гонка» – это сравнительно недавние (2001 и 2004 годы) сборники рассказов разных лет. В первый вошли более серьезные тексты, во второй – комические. Каждый из них предваряется небольшим авторским предисловием. Либо из него, либо из самого рассказа, как правило, становится понятно, какому из любимых писателей в нем содержится постмодернистский «привет». Так, герой рассказа «Малыш Шарлемань» читает сборник произведений Джеймса Балларда «Алые пески» – стилистическая перекличка с этой книгой очевидна. Так же очевидна и любовь к нему Ди Филиппо – в альтернативном мире «Потерянных страниц» Сент-Экзюпери учит юного Джимми Балларда водить самолет┘ «Спасти Энди» отправляет читателя к чудовищам, придуманным Лавкравтом. Героиня «Заговора шума» между делом замечает, что переделка, в которую попал главный персонаж, напоминает роман «какого-то типа по имени Ван Вогт». Это тоже известный писатель фантаст из стариков. Все персонажи рассказа «Отшибем все мозги!» – реальные друзья автора и среди них известные писатели-киберпанки Брюс Стерлинг и Руди Рюкер. Без их влияния тоже не обошлось. То тут, то там наблюдаются отсылки в Станиславу Лему, Филиппу Дику, Самуэлю Дилэни и другим┘
Однако от Ди Филиппо достается не только писателям – его рассказы пестрят именами культовых певцов и групп: Том Уэйтс, Боб Дилан, «Токен Хэдс»┘ В ритм-компьютер персонажа рассказа «Эффект Муна-Бонэма» вселились духи умерших от наркотической передозировки культовых барабанщиков групп «The Who» и «Led Zeppelin». Еще одна героиня живет в мире беспредельной власти товарных брендов┘
Каждый текст из этих сборников – постмодернистский кроссворд. Но при его составлении холодный расчет и стилистический вкус сочетались с любовью к тем персонажам, что «укладываются» по вертикали и по горизонтали. Потому что большинство из этих людей – либо близкие друзья писателя, либо авторы его детства. Те, кого он тогда читал, тогда слушал. И именно это теплое чувство придает постмодернизму Пола Ди Филиппо особую прелесть.