0
1335
Газета Проза, периодика Интернет-версия

06.03.2008 00:00:00

Коралловые линии

Тэги: книга, творчество, приключения, смерть


книга, творчество, приключения, смерть Сначала – смерть, потом – приключения┘
А.Бретон, Т.Тзара, В.Хьюго, Г.Кнутсен. Изысканный труп. 1933 г. Музей современного искусства. Нью-Йорк

Ольга Арефьева. Смерть и приключения Ефросиньи Прекрасной. – М.: Гаятри, 2007. – 352 с.

Все вопросы и ответы Вселенная держит в себе. Живет ли человек так, как записано им или спето, не имеет значения, потому что человек – тлен, а мысль, если она величественна, вечна. Когда Ольга Арефьева около двух сотен музыкальных тем положила на две сотни стихов, рассказывая о самом страшном, непостижимом, мучительном и сладком, а после этого заговорила прозой – о том же, только от третьего лица, – разве важно, иллюзия ее миры, или она создает что-то вещественное? Когда все творчество подчиняется одним законам, когда оно становится системой, в которой сильно надразумное начало, я говорю, что созерцаю мир, а не собрание стихотворений и рассказов.

Книга «Смерть и приключения Ефросиньи Прекрасной» (именно так: смерть – на первом месте) взяла меня без остатка, не отпускает, накрыла с головой: «Она тоже совсем было заснула, когда вдруг услышала мужские шаги по песку. С трудом подняв сонную голову, Ефросинья оглянулась вокруг, но увидела не человека, а лишь цепочку приближающихся следов. Мужские ступни одна за одной впечатывались в песок рядом с ее собственными┘ Звук шагов прекратился, а следы продолжали двигаться. Она ожидала, каким окажется голос невидимого путника, но гость молчал, не было даже дыхания┘

– Здравствуй, любимая! Меня зовут Агасфер, – голос пришел отдельно в виде колеблющегося эха вперемежку со взболтанным дыханием, а через некоторое время притащилась и одежда. Сам человек, видимо, был где-то еще совсем далеко┘ Ефросинья┘ резко оглянулась и увидела совершенно голого чернокожего юношу, беззвучно идущего след в след по давешней цепочке в песке».

В голове не могут уместиться два явления: абсолютная бестелесность жителей книги и резкий, откровенный культ тела. Плоть, оболочка – то, что легко меняется, что никак не сковывает людей. Вот внезапный «отец-мать» Ефросиньи вспоминает: «Люди меня всегда ненавидели и презирали, а я перебивался много лет, выбирая себе убийцу помоложе и покрасивее, потому что убивший убивает сам себя, а тело достается убитому. В самом деле, смерть можно сравнить с браком. Только идиоты умирают случайно. Умереть по любви – гораздо лучше. Но самые умные умирают по расчету». Бессмертен дух и всемогущ, он выбирает сам, в чем лучше воплотиться.

Потому к своей книге Арефьева относится как к живому существу, полновесному и телесно, и духовно. Смелости, дерзкой фантастичности, абсурдности ее мира хватает, чтобы вспомнить о футуристах, имажинистах, обэриутах и прочих, играющих словом и образом. Кто не станет дивиться, когда создатель книги позабыл законы гравитации? Когда мужчины влюбляются в чужую женщину и это рождает мир и любовь в их настоящих семьях? Кто не увидит что-то знакомо-абсурдное в парадоксах череды строк: «носил меховую юбку, гладил трусы по шерсти», «улыбался спиной», «принес мешок дырок»┘ Это ведь болезнь времени – игра словами, игра смыслами, перекидывание букв... Но прочь воспоминания о постмодернистах. Если бы все эпитеты, метафоры, оксюмороны, парадоксы и выверты шли исключительно от разума, невозможно было бы читать книгу не отрываясь, все три с половиной сотни страниц. Это было бы физически невозможно, скучно и тошно. Но язык отвечает миру, который описывает. И этот мир выдыхает Ольга Арефьева уже много лет со сцены – когда поет. Тем бережнее нужно относиться к книге, потому что это стекло, на которое автор дышала в морозный день. Кто пренебрегает дыханием, теряет вкус к жизни.

Книги как мира нет, если у нее что-то отнять: дневники Иеронима Инфаркта, приключения Ефросиньи, обмен телами и душами, кошек-влюбленных, автобиографические главы о певице Оле (от Ола, а не Оли), наконец, стихи. Чередование всего этого повторяет картину бьющегося сердца, а может быть, выступает метрономом для сердца читательского. И я не задыхаюсь, идя по дороге с коралловой разметкой, потому что когда на подъеме оставляют силы, рядом внезапно оказывается привал в виде пестрых дуализмов Иеронима Инфаркта, а когда ум начинает разнеживаться, громкий, резкий, но воодушевляющий сигнал раздается в голове – и толкает в путь.

Не все лишнее удалось отсечь Арефьевой от своего мира, чтобы стал он вечным, неподвластным отраве времени. Ее книга получилась очень живой – но смертность не преодолена, как бы автор ни старалась уничтожить этот детонатор. Кажется, мало камня заложено в фундамент книги; песни – такие камушки, которые вода очень быстро стачивает. И остроумие сделано из металла, который не закален.

Хотя на основательные раздумья нужно года три. К той поре станет ясно, насколько хороши краски, разлитые по городу, и долговечна ли коралловая разметка на дорогах – в сравнении с обычной белой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Локальных лидеров общественного мнения позовут под партийную крышу

0
874
В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

Михаил Сергеев

0
1786
Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Екатерина Трифонова

Видеосвидания с подзащитными разрешены только в тюремных помещениях

0
958
Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

0
672

Другие новости