Поэзо-лестницы в поэтический космос.
Альберто Джакометти. Дворец в четыре часа утра. Музей современного искусства, Нью-Йорк
Антология ПО. Альманах «Журнал поэтов». – М.: Академия Натальи Нестеровой, 2007. – 460 с.
Напомним предысторию издания. В 1995 году, весной, у Генриха Сапгира собрались Игорь Холин, Константин Кедров, Елена Кацюба и Валерия Нарбикова. Было решено издавать «Газету Поэзия», зависимую только от воли ее творцов.
Идею поддержали Андрей Вознесенский, генеральный директор Пен-клуба Александр Ткаченко, Вадим Рабинович. К ним присоединилась Людмила Ходынская, привезшая из Голландии стихи нидерландских поэтов.
И в октябре того же года прошла презентация первого номера газеты. В 2000 году произошла метаморфоза: «Газета Поэзия» стала «Журналом Поэтов». Связано это было, возможно, с проведением в Москве Всемирного конгресса Пен-клубов и празднованием в театре Юрия Любимова на Таганке 1-го Всемирного дня поэзии, учрежденного ЮНЕСКО.
С той поры за десятилетие вышло 20 номеров «ПО», где появились тексты 284 отечественных и зарубежных авторов, среди которых помимо указанных выше инициаторов чаще других публиковались Алина Витухновская, Валерия Нарбикова, Сергей Бирюков, Вилли Мельников, а также Белла Ахмадулина, Геннадий Айги, Андрей Битов, Вячеслав Куприянов, Римма Казакова, Сергей Мнацаканян, Юрий Арабов...
В первом же номере читатель получил эссе Валерии Нарбиковой и Генриха Сапгира, прозу Нины Садур. Что уж тут говорить о литературоведческих и критических изысканиях; их, как говорится, сам Бог послал.
Фрагменты прозы Егора Радова – особая статья для разговора, однако характерной для времени 90-х красочной «желтизны» они, конечно, добавили. А внежанровая публикация Игоря Яркевича «Проза, конь и две собаки», наоборот, высветлила образ завзятого литературного о(нано)технолога.
Парадоксально, как в рамках столь ограниченного по публикационному пространству проекта меняются и соотношения столь разных по восприятию (вообще в искусстве) фигур. Скажем, Вознесенский, Холин, Рабинович или инфернальная Алина Витухновская, которая в периодике почти не печатается.
Тут бы стоило привести цитату, но как же трудно вычленять правомочный пример из трудноразрушимого целого. Но вот вам стихотворение Витухновской «Синее»:
Мифология и патология
вреда.
Синяя борода.
Синее преступление.
Синяя казнь.
ЖЕНЩИНА
ПОДЛЕЖИТ
УБИВАНИЮ –
трижды прав
господин Синяя Борода.
Только иногда,
лежа в постели,
я думаю:
Зачем эти прогулки по замку?
Зачем эти связки ключей?
Смерть и так хороша.
ЗАМЕЧАТЕЛЬНА СМЕРТЬ
МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН!
Возвратимся ab ovo. У истоков редакции «ПО», допреж ее, существовало поэтическое общество ДООС (Добровольное Общество Охраны Стрекоз), основанное еще в 80-х в пику ДОСААФ. Оттуда и забавные титулы ряда именитых авторов: стрекозавры и стихозавры. А ДООС-лингвозавр Вилли Мельников сочинил такую «Клятву ДООСа»: «Окрыляясь по-стрекозиному, уверяю в разветвистинности моих стремлений излетать поэтический космос ДООСнования в поисках стрекозарений на мфтулингве. Обещаю своим старшим братьям стрекозаврам и стихозаврам взращивать стихоткровения, стихотворения и стихосварения всеми известными и неведомыми размерами от упрямба до птеро-дактиля, от шмелей ДО ОС. Буду и дальше наращивать смыслпоэтажность поэзо-лестниц, выстругивая для них Доски, какой бы страхосферный стрекозноб меня ни охватывал!..
Стрекоза – существо многомерное и полиглотное: по-латыни она звучит как odonatum – буквально «рожденный ароматом Вселенной»; по-латгальски – «воспаряющий»; по-непальски – «страж ручьев»; на языке майя – «посланник змеиных снов»; а итальянцы называют стрекозу la feccia del vento – «стрела ветра»; и, наконец, на языке догонов стрекоза – «лучистое пение травы». Посему я, окрыляясь получением волшебного ДООСкара, обязуюсь продолжать попытки объяснить муравьям, что отбрасывать свои крылья после брачного полета совсем необязательно: ведь они так удобны для записи стихов, которые лучше сочиняются в полете и оказываются прекрасным горючим при отыскивании новых строк к вкусному стрекозавтраку».
Хочется цитировать еще и еще, игра смыслов, прятки и находки букв и звуков столь изощренны и завораживающи; и хотя «дороге нет конца», как выразилась одна из участниц «ПО», предел рецензионного отклика исчерпан. Еще одной замечательной книгой на Земле стало больше.