0
1248
Газета Проза, периодика Интернет-версия

08.11.2007 00:00:00

Сталин медленно закурил трубку

Тэги: сталин, градов, гитлер, история


Игорь Градов. Месть Сталина. – М.: Априори-пресс, 2007. – 136 с.

Игорь Градов. Вальс с фюрером. – М.: Априори-пресс, 2007. – 122 с.

Январь 1942 года: Сталин находится в Куйбышеве, Гитлер – в Москве. Повесть Игоря Градова «Месть Сталина» относится к фантастическому жанру альтернативной истории. Изображаемая им реальность изменена, искажена другим ходом событий в переломный момент (в точке бифуркации, где у системы появляется выбор). История Великой Отечественной переворачивается, растрескивается на несуществующие эпизоды и загадки. Немцы планируют провести парад на Красной площади, советские диверсанты готовят покушение на их фюрера, а Сталин созерцает в окно (и в первой главе, и в прологе) куйбышевскую зиму.

Речевой стиль Градова по-документальному сух и четок, не допускает лишней образности, напоминая протокольные записи личных дел, перемежаясь официально-деловыми докладными записками диверсантов. Разветвляя историю, он сохраняет главные действующие элементы, создавая иллюзию не очень художественно изложенной подлинности.

Первым, кто написал роман в таком жанре, был Тит Ливий, предположивший, что Македонский мог умереть позже. Можно вспомнить и Василия Аксенова («Остров Крым»), и Кира Булычева («Река Хронос»), и Пола Андерсона («Патруль времени») – вряд ли стоит перечислять всех. Что уж говорить о профессионально-научных изысканиях вроде переводного сборника «Победы Третьего рейха: Альтернативная история Второй мировой войны» и т.д. Крамольное детское «А что если бы?» возникает в умах и писателей, и ученых, и просто людей. Внушительная доля компьютерных игр программируется как раз по историко-альтернативным лекалам, где композиция человеческой истории вдруг меняется под внешним воздействием машины времени или игрока.

Книга Игоря Градова, обладателя журналистских премий, написанная со знанием прошлого, по языку больше похожа на беллетризованный учебник. Слог чересчур однотонен и ровен, отсюда – иллюзия фактографичности. Некоторые места прямо соотносятся с толстовскими о Наполеоне. «Пока же машина фюрера ехала по Москве. Какой мрачный город, думал Гитлер, разглядывая сквозь бронированное стекло пейзаж, какие серые, неприветливые дома. Никакой гармонии и порядка, здания все разношерстные, нет стиля, что важно для любого города, претендующего на статус столицы. А тем более на статус центра державы, пусть даже азиатской».

Шпионский роман «Месть Сталина» с неразрешенной до самого конца интригой, параллельными сюжетными линиями и предельным ощущением документальности действительно увлекателен. Но эта же самая документальность и портит впечатление, разнузданное ожиданием феерии, вакханалии авторского воображения. Вместо пляски вымысла мы получаем военную псевдохронику. Выходит не истинность и не откровенная художественная фантазия, а нечто промежуточное и потому слегка бледное.

«Вальс с фюрером» – в определенной степени продолжение «Мести Сталина». Тот же 1942 год. Немцы после захвата Москвы опасаются наступления Красной Армии и задумывают разрушить канал Москва–Волга, затопить город. Советские подпольщики пытаются любой ценой этому помешать. Во вражеских станах оказываются родственники, друзья, учителя и ученики.

Интриги, загадки, предательства, недоверие, побеждающее близость. Множество параллельных сюжетных линий. Большое количество разностепенных героев, активно участвующих в действии. Немцы, местные жители, партизаны┘ Как и в первой книге, здесь преобладает псевдодокументальное начало. Названия типа «Старая площадь» или «Дом на набережной» с пометами и датировками вроде «Москва. 7 марта 1942 года», «Куйбышев. 11 марта 1942 года» напоминают хронику. Правда, непонятно, что подо что стилизовано. Кончается все хорошо. Основная фабула в последней главе вкратце излагается Сталину подчиненными в виде доклада. «По нашим данным, в окружение попали две фашистские армии – 5-я и 6-я. Их сейчас добивают. Надо, конечно, еще вычистить город, найти предателей и полицаев, сотрудничавших с немцами, покарать их┘ Но, думаю, к 14–15 марта справимся».

Сталин изображен тепло и сочувственно, этаким хитрым отцом народа, Гитлер – карикатурно. Местами, что неизбежно, фразы вроде «Сталин медленно закурил трубку» или «Гитлер сел» выглядят анекдотично, выдуманно, трафаретно, но это ощущение быстро проходит. «Вальс с фюрером» следовало бы объединить с «Местью Сталина» в одну книгу, замкнув их в единый альтернативно-исторический роман, в котором происходит не то, что было, а то, что могло быть, да чего не было, потому что не случилось.

Судя по всему, такой жанр фантастики как альтернативная история никогда не умрет. Потребность в анализе, перевертывании прошедшего, игра с историей в кубик Рубика выдают желание не наступать на те же грабли.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
1987
Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Екатерина Трифонова

Единая государственная политика в сфере миграции не просматривается

0
1475
Лазейку в выборном законе КПРФ пока не закрыла до конца

Лазейку в выборном законе КПРФ пока не закрыла до конца

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Победа в Конституционном суде вызывает у руководства партии раздумья

0
1284
В России планируют сократить теневую занятость

В России планируют сократить теневую занятость

Михаил Сергеев

Доля неформальных заработков в стране устойчиво превышает 20%

0
1529

Другие новости