Татьяна Синцова. Разоблачение Достоевского: другая история. – М.: SelfИздат, Триумф, 2008. – 352 с. (ДокуменТ).
Пишут сегодня о многих выдающихся личностях. Кому-то из них везет больше, а кому-то не везет совсем. Мало кого возводят на пьедестал, но почти всех разоблачают.
Досталось в очередной раз и Федору Михайловичу – тому, что Достоевский. Хотя, казалось бы, после Кутзее, а потом Акунина что тут еще можно сказать?
По мнению историка Татьяны Синцовой, работы в этом направлении непочатый край. И вовсе не стоит ограничиваться одним Достоевским: надо взяться сразу за всех, кто волею судеб оказался лишь в тени демонического Федора.
Подметив, что «Разоблачение Достоевского» – это «Другая история», Синцова готовит читателя к тому, что он встретит в романе много неожиданного, посмотрит на известное с непривычной точки зрения. И, в самом деле, Нечаев – жалкий агент охранки, Достоевский – подстрекатель к убийству и чуть ли не убийца сам...
Действие романа охватывает период с 1860-х до 1880 года. Основные события происходят в Российской империи – в Москве, Петербурге и Старой Руссе, но автор не лишает себя удовольствия описать и Веймар. Главный герой романа, конечно, не писатель, а его «разоблачитель» – полковник жандармерии Павел Петрович Колокольников, человек в возрасте и с говорящим именем. В России время сложное, предреволюционное, и, чтобы снизить напряжение, тайная полиция организует радикальное революционное движение с Нечаевым во главе. Чем все это кончилось, мы знаем из истории; смерть студента Иванова и слезы родственников осужденных революционеров пудом ложатся на сердце Колокольникова – истинного организатора операции. Воспоминания из зала суда мучают полковника на протяжении всего романа.
Случайность и интуиция – движущие силы в произведении Синцовой. Благодаря цепи удивительных подсказок судьбы Колокольников оказывается обладателем вагона грязного белья семьи Достоевских, и прежде всего Федора Михайловича. У следователя вообще много претензий к петербуржскому писателю. И замысел «Бесов»-де Достоевский «украл» у Павла Петровича. И «Преступление и наказание» он не столько сочинил, сколько разыграл в реальности. И выгораживает почему-то человека, покушавшегося на его, Достоевского, жизнь. Да и вообще он – картежник, должник и гордец.
Достоевский сводит Колокольникова с ума: никакой жизни вне идеи разоблачения писателя. Выливаются многолетние разыскания в статью «К истории «преступления» и попытку напечатать ее в «Новом времени» у Суворина. Однако непримиримость полковника смущает не то что редактора газеты, но даже более свободного во взглядах критика Буренина. Неудивительно, думаем мы, читая произведение Татьяны Синцовой, которое представляет собой аккурат Колокольниковскую статью – в расширенном, без купюр, виде. Но присущая следователю агрессивность чужда Синцовой, и она – то незаметно, то открыто – осуждает жандарма. Ей важнее не столько обвинить Достоевского, сколько подвести под его произведения еще одну основу, более крепкую и интересную, чем распространенная история о том, что он брал сюжеты из криминальных хроник газет.
Подражая стилю изломанного Федора Михайловича, копируя его лексику («Все же она стушевалась и покраснела»), используя имена его персонажей (ну хотя бы Екатерина Ивановна), Татьяна Синцова пытается создать роман псевдо-Достоевского о псевдо-Достоевском. Однако ей не хватает, возможно, того самого внутреннего переживания, которое Колокольников ставит в вину писателю. Ее психологизм довольно поверхностен – или крылат, как птаха. Ее герои не говорят сами, но только повторяют то, что им подсказывает суфлер – Татьяна Синцова.
Что действительно писательнице удалось – это создать иллюзию полной неосведомленности героев друг о друге и о происходящем у них перед носом. Нетерпеливому читателю приходится несколько раз узнавать одни и те же факты, потому что главный герой рассказывает о них всем своим новым знакомцам – причем приблизительно в одних и тех же выражениях. Если не перескажет всего, действие дальше не двинется. Самому Колокольникову становится даже стыдно, он пытается сокращать, но тем еще больше запутывает своего собеседника. Впрочем, это и полезно, если читать книгу несколько дней и временами забывать, что там было в начале.