ПОСЛЕДНЕЕ РУКОПОЖАТЬЕ
Иркутское время: Альманах поэзии. 2007. – Иркутск, 2007. – 256 с.
Очередной иркутский поэтический альманах – поминальный. Так сошлось, что год назад не стало Анатолия Кобенкова, давнего иркутянина и недавнего москвича, организатора пяти и вдохновителя всех шести фестивалей поэзии на Байкале. Следом безвременно ушли Борис Ротенфельд и Андрей Тимченов. Памяти этих поэтов и посвящен очередной выпуск.
В первом разделе «Мемориал» Сергей Захарян, Олег Хлебников и Арнольд Харитонов вспоминают Толю Кобенкова и дают свое прочтение известных и неизвестных стихов товарища. Многие из его строк звучат предсказанием преждевременного ухода. Наверное, стоит еще раз вчитаться в его «Автоэпитафию»:
Ничего не остается –
только камни да песок,
да соседство с тем колодцем,
что к виску наискосок.
Никуда уже не деться –
успокойся, промолчи┘
Пусть дорога по-над сердцем
рассыпающимся мчит, –
хорошо бы к ней пробиться
чем-то вроде родника –
пусть и птица, и девица
припадут к нему напиться.
Выпей мой зрачок, девица,
чрез соломку червячка!..
Русаку и иудею,
как русак и иудей,
я взываю, как умею:
влажной смертушкой моею
свою грядочку залей┘
В следующем разделе «Перекличка» помещены стихотворения шестнадцати иркутских поэтов, двух из Братска и одного из Саянска. Запоминаются циклы Андрея В. Богданова, Игоря Дронова и Сергея Эпова; впрочем, они и более обширные.
В разделе «Книга в альманахе» опубликована «Кормчая книга любви и разлуки» Андрея Тимченова. Рефреном ее, мне кажется, стала строка: «Сколько надежды в последнем рукопожатье». Различные истории из жизни очень эмоциональны и передают отчетливое представление о круге интересов, увы, покойного автора.
Завершает альманах раздел «Новый фестиваль», где представлены стихи четырех московских поэтов Максима Амелина, Виталия Калашникова, Виктора Куллэ и Виталия Науменко. Москвичи они, впрочем, довольно условные, ибо последний автор, кстати, ученик Анатолия Кобенкова, почти всю жизнь прожил в Иркутске; Амелин – курянин, Куллэ родился в городе Кирово-Чепецк Кировской обл., потом жил в Ленинграде и только теперь москвич. Да и все мы, так называемые московские поэты, в основном люди пришлые, приезжие, несущие в душе отсвет малой родины.
И альманах этот, изданный в провинции, отнюдь не провинциален и гордо соответствует своему названию, как бы отстаивая свое первородство, пусть и с определенной оглядкой на время московское.