Вадим Горбунов. На энном километре. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2006. – 42 с.
Вадим Горбунов. Штрихи на белом. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2007. – 42 с.
У сахалинского поэта Вадима Горбунова вышло несколько поэтических сборников. Тиражи этих книжек скромные: 100 и 150 экземпляров, и, конечно, ареал распространения – Сахалинская область, которой автор посвятил немало рифмованных строчек. Даже при беглом прочтении видно, что внимание автора приковано к острову, к его внутренней и медленно меняющейся жизни. На что опирается в своем творчестве стихотворец? На классическую литературу. Образцом для него служит регулярный стих. В свои лучшие стихотворения он сумел вдохнуть незаемную островную музыку, сумев, таким образом, обрести новизну в каноне. Вот удавшееся восьмистишие:
Стоит счастливый человек
И пиво пьет из горлышка.
Вокруг его беспечный век
Витает легче перышка.
И сам я тоже иногда
Сижу себе на лавочке,
И вьются рядом города,
Как солнечные бабочки.
Мечтательные и живописные строчки, в которых так много воздуха, воздуха и надежды на какие-то перемены, на обретение нового дыхания. А вот совсем иной взгляд: «В краю, где усталой реки плеск/ Становится морем через мгновенье./ На краю не столь отдаленных мест,/ Куда ссылали на поселенье./ И ссылают. Где мерно грызет волна...»
Конечно, в таких сточках можно услышать не только Охотское море, но и вспомнить писания Антона Чехова, а точнее – его суперизвестную на Дальнем Востоке книгу «Остров Сахалин», и ощутить неприкаянность, одиночество автора цитируемых срок. Нужно сказать, что у Вадима Горбунова таких мотивов много: зима, осень, всепоглощающая печаль, воспоминания о прошлом, городские мотивы с романсовым надрывом и т.д. Кажется, что автору не хватает дыхания, чтоб отойти в сторону, увидеть мир в его разнообразии, воспеть иную красоту.
Впрочем, немудрено, жизнь на острове довольно замкнута, и глубинных культурных корней нет. Случаются у автора и досадные языковые промашки, и неудачные рифмы. Но нельзя не отметить и положительный аспект – Вадим Горбунов в поиске, в поиске себя, в поиске «самостоянья человека»: «Устать. Поставить Окуджаву./ И, сигареткою клубя,/ Чуть-чуть подумать про державу/ И чуть поболе – про себя...» Или, например, вот так: «Взрывы страсти, порывы веры –/ Ржавый хлам и ненужный лом./ Одиночества ангел серый/ Осеняет меня крылом./ Всё прошедшее вышло вздором,/ Впереди наступает мгла./ Над бескрайним пустым простором/ Он в полнеба простер крыла –/ Возникающий ниоткуда,/ Словно холод и словно лед,/ Беспощадностью абсолюта/ Обозначивший свой полет./ Порождение серых будней,/ Отражающих облака,/ Равнодушен и неподсуден.../ Ну да ладно, кружи пока...» Хорошо. Немного жаль только, что как-то смазан финал, ожидалось чего-то иного – оригинального, неожиданного. Мыслится, что лучшие произведения Вадима Горбунова еще впереди, что его потенциал стихотворца откроет неожиданные пространства и увлекательный диалог с читателями состоится. А закончить хочется следующими строчками: «И все-таки – воля, молитва, дорога./ Я выйду до света, прощайте до срока./ Я знаю, что мир не измеришь шагами, –/ Всё та же планета пылит под ногами,/ И истины жизни просты и жестоки,/ Как Екклесиаста тяжелые строки./ И все-таки воля, молитва, дорога./ А там и до света осталось немного...»
По-моему, очень хорошо.