ФИЛОСОФ, ПРЕДПОЧИТАЮЩИЙ ПЕЙЗАЖ
Петр Катин. В этом мире: Книга стихов. – М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2007. – 112 с.
Петр Катин (р. 1955) – московский поэт, автор сборника «Наведение резкости». Стихи в его сборнике хоть на первый взгляд приятны и талантливы, но несколько однообразны. Пейзажные зарисовки лишены такой важной детали, как штрих, предметность, – именно того, что делает восприятие стихотворного текста зримым и образным. Глаз скользит по строчкам и ни за что не может зацепиться – хотя для беглого прочтения все обстоит неплохо. Те образы, что есть, никак не могут претендовать на новизну – все довольно привычно. Можно сказать и по-другому – чтение большинства стихов похоже на езду в подмосковной электричке поздней осенью. Вроде за окном бежит родной среднерусский пейзаж, но насладиться им не позволяет скорость, в памяти остается только общая картина. Это при том, что Петр Катин способен и на оригинальную метафору, и на яркий и точный образ.
Хотя автор, мне кажется, понимает, чувствует эту свою слабую сторону, оттого-то почти в каждом стихотворении смысл порой оттесняется перечислением особенностей ландшафта. Иногда это доходит до абсурда – там, где можно было указать на нужную деталь единственным сильным и необычным словом, автор лепит их по нескольку штук, стремясь приблизить текст к живописи. В итоге вместо философского стихотворения мы получаем пейзажную зарисовку.
Хотя в некоторых случаях такая загруженность вдруг оказывается оправданной и подводит читателя к строке, которая является кодой стиха и вбирает в себя силу всех предыдущих строф. Может, именно в этом и заключается сила стиха – созвучная спокойным полутонам российской природы. В них нет стремления эпатировать, привлечь к себе внимание читателя всеми правдами и неправдами. Автор уверен в своей силе, той единственной, что дана ему как поэту, – и только к ней и прислушивается, будучи, должно быть, уверен, что его читатель мимо довольно скромно оформленной книжки не пройдет.
Что действительно удалось автору – так это небольшой, в несколько стихотворений, раздел о войне. «Гарь, покореженные пушки./ Мычанье брошенных коров.../ И той названье деревушки,/ Где ночевали, – Арьенсдорф.../ И полуночное мерцанье/ Ракет над кирхой у пруда.../ И ожиданье, ожиданье,/ Которым каждый жил тогда». Странно, что военный раздел не было выделен и озаглавлен соответственно. В этих ассоциативных стихах то, что в некоторых случаях является недостатком, превращается в мощный стимул, способный подстегнуть воображение читателя. Хотя несколько стихотворений о войне при всей своей простоте и, как уже говорилось, зачастую избыточной образной нагрузке позволяют не только увидеть минувшие военные будни, но и ощутить их атмосферу. Этого достичь нелегко и удается далеко не каждому.
В лучших вещах сборника, мне кажется, Катину удается развернуть свой талант далеко за грани простой пейзажной лирики. Это не так просто, конечно, но и это ему удается – в своей собственной манере, не срываясь на озлобленность и не впадая в глухую тоску, говорить о разном. И оказывается, что за обликом простого талантливого зарисовщика скрывается философ┘