0
1204
Газета Проза, периодика Интернет-версия

04.10.2007 00:00:00

Пожалейте маньяка

Тэги: яркевич, роман


Игорь Яркевич. В пожизненном заключении. – М.: Зебра Е, 2007. – 304 с. (Ирония XXI век).

Новый роман московского прозаика Игоря Яркевича (р. 1962), автора книжек «Как я и как меня», «Ум, секс, литература», «Женские и неженские рассказы». Яркевич – Лучший писатель 1994 года («Огонек»), Худший писатель 1996 года («Книжное обозрение»). Автор божественных и инфернальных рассказов. Яркевич в принципе не сюжетен. Он монологичен. Его тексты – наполовину Псалмы, наполовину – эротические объявления с сайта знакомств.

А здесь мало того что сюжет, мало того что сплошные диалоги, тут даже загадка – почти детективная – есть. Но обо всем по порядку. Главный герой. Маньяк-убийца. Его, понятно, балет сгубил, «Чайка». И половая тайна рыб. Интересно ему, маньяку, как там у рыб все устроено – на любовно-эротическом фронте. И люди ему, маньяку, рыб напоминают, только много лишнего у людей, всяких ненужных сексуальных и прочих отростков. Вот он и отрывает их – чтоб из человека рыбу сделать. Оторвал руки-ноги и прочее, человека убил, а рыба не получилась. Трагедия? Трагедия. Надо новую жертву искать.

Маньяка, однако, поймали. Приговорили к п/з (пожизненному заключению). Вот он и сидит. Нормально так себе сидит, без эскалации. «Что касается секса, он больше не нужен. По нему не тоскуешь, а если тоскуешь, то больше занимаешься онанизмом, и тогда уже не тоскуешь. Тоскуешь только по минету. И еще очень не хватает компота...» Делать ему нечего, он обращается к Федору Михайловичу, рассказывает про сложный внутренний мир маньяка, а также рассказывает сны. Вот в снах-то как раз и диалоги. Персонажей много, назову нескольких: Федор Михайлович и Бэлла Кипарисовна (каждый сон-диалог завершается попыткой Бэллы Кипарисовны сделать минет Федору Михайловичу), Олег Есаулов, Александр Клубникин, Боря Тебесеев, Мэрилин Монро, Бритни Спирс, Алена Лапина, Анжелика Вакуум, Наташа Кроликова, Рената Жеманская, Дарья Пашкова, Зюганов, Тургенев, Сталин, Басаев, Окуджава, Гоголь, Пушкин, Академики Сахаров и Лихачев, Пастернак, Чехов, Брежнев etc. Чьи-то имена и фамилии изменены (до узнаваемости), чьи-то нет. Про Бэллу Кипарисовну я первую половину книги думал, что имеется в виду Белла Ахатовна, вторую – что Алла Борисовна. Теперь не знаю, что и подумать...

Про маньяков, конечно, пишут. Не только снимают кино американское, но и русские романы пишут. Ну повести, но русские повести, а не американские кинофильмы. Вот, скажем, книжка Сергея Юрьенена «Входит Калибан». Там даже не один маньяк, а сразу несколько. Причем и наш есть, доморощенный, и зарубежная маньячина тоже. Но там как-то все больше серьеза и красивостей. Здесь – веселый оголтелый бред. Как, впрочем, и всегда у Яркевича. Многим не нравится, а я люблю. Потому что веселый, потому что оголтелый и потому что бред, разумеется, тоже.

Заканчивается книжка трагически. Ружье висело и не стрельнуло, загадка минета и половая шарада рыб не решены. Но надежда есть. Вот финал последнего диалога Бэллы Кипарисовны и Федора Михайловича.

«...Ты, Федор Михайлович, мне одно скажи: будет дальше Россия жить или не будет?

Вы, Федор Михайлович. Будет!

Бэлла Кипарисовна. Знаю, что будет! Тем более будет, если я сделаю тебе минет. Я же минет тебе не ради тебя делаю. И не ради себя. Я его ради России делаю! Чтобы Россия дальше жила! Чтобы русский золотой век скорее пришел! Подожди, Федор Михайлович. Я сейчас только рот сполосну и зубы почищу». Вы скажете: ура, мол. Таки сделает Бэлла Кипарисовна то, что от нее давно ждут. А вот и не знаю. Оставляет автор загадку. Не раскрывает до конца.

Зовет Федора Михайловича к себе, в маньяки, завершая роман смешным «Словарем маньяка». С такими, примерно, определениями. «Иуда. – 1. Близкий друг Иисуса Христа; 2. Под знаком Рыб, Федор Михайлович, всегда рождаются люди многозначительные, как вот, например, Иуда». Так вот, зовет Яркевич Ф.М. к себе в маньяки, а был минет или нет – не говорит. Половую шараду не раскрывает. Пойду, что ли, на улицу, на людей гляну, может разгадаю шараду-то...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
415
Продажи нового жилья упали в два раза

Продажи нового жилья упали в два раза

Михаил Сергеев

На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов

0
423
ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

Ольга Соловьева

Экспорту энергоносителей из России могут помешать новые западные санкции

0
513
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
351

Другие новости