Сесилия Давидссон. Опущение мозга. – СПб.: Журнал «Звезда», 2007. – 160 с.
Сесилия Давидссон – автор нескольких сборников новелл и детских книг. «Мне нравится заряд, который заложен в новеллах. Есть бегуны на длинную дистанцию, а есть на короткую. Я – определенно бегун на короткую дистанцию», – сказала шведская писательница в одном из интервью. Однако решила изменить принципам и написала роман.
Действие начинается с того, что автор якобы находит на чердаке старинную рукопись – «Руководство по мимике и пластике». Так рождается идея написать абсурдную и смешную книгу. Чтобы судить об этом, читателю придется старательно вникать в содержание, преодолевая «черные дыры» и «белые пятна», образующиеся в сознании во время чтения. Правда, аннотация честно предупреждает, что для «Опущения мозга» характерны резкие скачки во времени, которые не может логически объяснить даже сама писательница. События разворачиваются, словно на любительском спиритическом сеансе: только-только завороженным зрителям начинает казаться, что вызываемый дух принимает очертания, медиум обессиленно падает на пол. Все попытки реанимировать ослабевшего спирита ни к чему не приводят.
Главный герой – безымянный старик, потерявший память. «Ему не нравятся ни картины, ни кожаный диван, ни стеклянный столик, ни люстра на потолке. У него есть определенное чувство, что ему нравятся совсем другие вещи». Еще старика беспокоит, нет ли у него опущения мозга. К нему домой приходит молодая женщина Анна-Лена, которая хочет стать медсестрой, записывает сны пациента и, собственно, ничем иным больше не занимается. Скачок во времени происходит неожиданно. Повествование теперь ведется от первого лица. Рискну предположить, что это размышления старика той поры, когда он еще был в твердой памяти, хотя в книге об этом не упоминается. «Тело – это акт воли; даже самой незначительной его частью можно почти полностью управлять. И заняться этим никогда не поздно». Старик вспоминает учеников, в том числе юношу Йоранссона и девушку Анну. Анне девятнадцать, она играет в театре. К учителю мимики и пластики девушку привело желание владеть своим телом. Старика завораживает мысль, что Анна могла бы как-нибудь остаться у него после занятий, выпить что-нибудь и┘ Звучит многообещающе, но ничего такого не происходит. В своих занятиях по управлению телом они почти доходят до стадии поцелуя, но внезапно Анна сообщает, что она уже всему научилась.
Хотя есть еще юноша Йоранссон – высокий, с прыщеватой кожей, который ходит, словно лось. Парень хочет танцевать, и учитель, прикрепив к поясу пышную женскую юбку, репетирует с ним полонез. Вскоре Йоранссон появляется на пороге с корзиной яблок, чтобы сообщить об отъезде в Париж... Внезапно автор возвращается к старику в его больном состоянии и сообщает, что молодая медсестра Анна-Лена тоже покинула героя. На смену ей пришел медбрат... Здесь роман, к счастью, заканчивается. Будь он чуть длиннее, тщетные попытки уловить сюжетную линию точно привели бы к опущению читательского мозга. А так небольшой объем и крупный шрифт позволяют надеяться, что до этого все-таки не дойдет.