«Бенгальский мальчик» для духовных утех
Пема Чодрон. Там, где страшно. – М.: Гаятри, 2007. – 176 с.
Как не превратиться в миллионера и при этом стать счастливым? Перестать завидовать лучшей подруге, когда та в пятый раз вышла замуж и все удачно? И что делать, если злобная старуха в метро пребольно проехалась тележкой по новым туфлям, а в ответ обвинила вас в семи смертных грехах? Расслабиться и помедитировать.
Такой подход к жизненным трудностям предлагает Пема Чодрон в книге «Там, где страшно». Единственное пожелание читателю – отнестись к ней не как к сборнику анекдотов, а как к методическому пособию. «Когда я читаю лекции, мною движет сочувствие, ибо надеюсь, что мы будем использовать это учение в повседневной жизни, благодаря чему освободим себя и других людей от страданий».
Пема Чодрон – первая женщина Запада, принявшая монашество в буддизме, ученица тибетского мастера Чогьяма Трунгпа. «Там, где страшно» – беседы Чодрон с учениками, где она делится мудростью восточных учителей и собственным «западным» опытом по преодолению не столько жизненных неурядиц, сколько жизни вообще. Весь смысл существования западного человека (к коему сегодня причисляет себя и житель нашей страны, верно?) заключается в стремлении достигать и побеждать. Советский девиз «победила дружба» остался в прошлом. Однако нынешний популярный лозунг Get rich /successful, famous or die tryin («Стань богатым /успешным, знаменитым или сдохни»), для большинства, увы, заканчивается второй частью. Потому как стать кем-то или чем-то априори означает подражать, вымучивая из своей личности то, чего в ней, может, и в помине нет. Пема Чодрон предлагает иной способ бытия. Любить себя вне зависимости от успехов и провалов, принимать недостатки свои и окружающих, любить этих самых окружающих, ну и как высший пилотаж – любить своих врагов. Ее книга служит практическому достижению заявленных целей.
«Когда Атиша Дипанкара (XI век) собирался идти из Индии в Тибет, ему сказали, что в Тибете все люди исключительно жизнерадостные и добрые. Он испугался, что в таком случае его некому будет провоцировать, чтобы он мог замечать свои слабые места. Поэтому он решил взять с собой самого «провоцирующего» в своей жизни человека – бенгальского мальчика-слугу». Этот мальчик так мастерски показывал ему его недостатки, как настоящий гуру. Но оказалось, необходимости в этом не было – в Тибете Атиша нашел достаточно неприятных людей. А нам, пожалуй, даже не пришлось бы так далеко ходить. Основная задача читателя сводится к тому, чтобы путем предлагаемых методик пробудить в себе одинаково добрые чувства и сострадание по отношению к самому себе, близкому человеку, «безразличному» человеку и врагу, так называемому бенгальскому мальчику. Место и время для подобной практики подойдут любые. Скажем, пробки на дорогах – прекрасный повод для медитации.
Освоив книгу полностью, читателю остается провести небольшой тест на предмет усвоения материала. Выгляните наружу: трава под окном у соседа зеленее, чем у вас? Тогда сделайте глубокий йогический вдох, присядьте на кончик стула и мысленно пожелайте соседу не вселенской засухи, а хорошей газонокосилки. И заодно смышленого бенгальского мальчика – в целях духовного роста.