Российское книгоиздание имеет много отличий от западного, но самым, может быть, важным следует считать то, как у нас и у них относятся к формату «покет-бук». Мягкие книги карманного размера есть и у нас, и у них, однако выход той или иной книги в таком виде у нас и у них говорит совершенно о разном. Можно сказать, что наши системы книгоиздания в этом вопросе принципиально разнятся┘
Если западный книгоиздатель видит в принесенном автором тексте серьезный творческий потенциал, то он сразу же выпускает книгу в формате «покет-бук». Твердый переплет, иными словами «хард-кавер», применяется в двух случаях. Во-первых, если книга разошлась большим тиражом в формате «покет-бук», получила хорошую прессу, была отмечена серьезными критиками, вокруг нее начались разговоры, то ее уже можно выпустить и в подарочном варианте – в этом самом твердом переплете. Второй же случай – когда большого успеха тексту никто не пророчит, но издать его все же решаются. Скажем, автор известный, культовый┘ Тогда его выпускают опять же в твердом переплете, но уже реализуют по совершенно иной схеме – такие издания рассчитаны на знатоков и ценителей книги, ищущих чего-нибудь новенького. Для них есть специальная сеть магазинов – маленьких и неприметных. Бывают случаи, когда, получив популярность у «эстетов», такая книга все же удостаивается чести быть выпущенной в формате «покет-бук». Таким образом, выходит, что карманный формат – это безоговорочный признак успеха; твердый переплет – весьма сомнительный знак довольно спорной художественной ценности.
Что же у нас? На первый взгляд, все наоборот с точностью до симметрии. Если издатель прогнозирует произведению успех, то выпускает его сразу в твердом переплете. А мягкая обложка возникает в двух случаях. Во-первых, когда произведение уже выдержало несколько тиражей в твердом переплете, разошлось совокупным тиражом в несколько сот тысяч, то его уже можно «тиснуть» и в мягком варианте – охватить дополнительную аудиторию. Если же твердый вариант «ушел» ни шатко ни валко, то и о «покете» нечего думать. Второй случай – если успех произведения сомнителен, но, как говорится, чем черт не шутит┘ В мягкой обложке выходят детективы молодых неизвестных авторов, есть несколько серий «мягкой» фантастики. Да, только издатель сразу же начинает относиться к ним как к изгоям – их специально не продвигают, о них особенно не заботятся. Если же случается чудо и такая книга оказывается успешной, то ее переиздают в твердом переплете┘
Однако если присмотреться, то станет ясно, что системы книгоиздания у нас очень даже схожи и все их основные принципы очень даже одинаковы┘ Различны наши читатели! У нас все еще подавляющее большинство активных читателей относятся к книге с особым пиететом – хотят ее поставить на полку, возвращаться к ней снова и снова. В то время как на Западе такие читатели в абсолютном меньшинстве.
Так что пока у нас в массовых масштабах не прижился «покет-бук» – этот одноразовый книжный формат, – нам есть чем гордиться. А он у нас пока еще не прижился!