Джо Хилл. Коробка в форме сердца/ Пер. с англ. Е.Копосовой. – СПб.: Домино, 2007, 400 с. (Книга-событие)
Игривое оформление обложки и добродушная аннотация способны создать впечатление, что роман являет собой образчик черного юмора, а населяющие его привидения – существа страшные, но симпатичные. Как бы не так.
Привидение из «коробки в форме сердца» – это злонамеренный дух Крэддока Макдермота, который в бытность свою живым человеком специализировался на армейских психологических операциях. А теперь его цель – отошедший от шоу-бизнеса рок-музыкант Джудас Койн, и неприятности последнему гарантированы.
Книга представлена читательской аудитории в качестве главной литературной мистификации этого года. Это заявление – единственное, что выделяет роман из множества подобных произведений.
Заурядный ужастик описывает вторжение злобного призрака в повседневную жизнь музыканта и его подруги. По мере развития действия выясняется, что призраком, который обвиняет Койна в смерти своей дочери и жаждет мести, движут совсем иные мотивы, а поступки, творимые живыми людьми, могут быть пострашнее любого потустороннего кошмара.
Автор скрыл свое настоящее имя за псевдонимом, видимо, не желая пользоваться славой своего именитого отца (впрочем, то, что Джо Хилл – сын Стивена Кинга, для читающей публики оказалось секретом Полишинеля).
Кинг-младший очень старался, чтобы написать бестселлер, и внес в книгу, казалось бы, все необходимые для этого элементы – благо пример всегда был прямо перед глазами. Да вот беда, подбор этих клише оказался столь правильным, что роман оказался скучным, герои шаблонными, а финал абсолютно предсказуемым.
Особенно стоит отметить трогательную, но неудавшуюся попытку раскрыть психологию пятидесятичетырехлетнего рокера – увы, ни жизненного, ни литературного опыта автору не хватило.
Некий острый привкус придает книге история противостояния героя со своим отцом, в которой падкой на скандалы публике было бы приятно увидеть не фрейдистские, а автобиографические нотки, но прием этот столь очевиден, что срабатывает вхолостую.
Право слово, в роскошных декорациях южных штатов, куда вскоре перемещается действие, с их душными ночами, болотными испарениями, густой атмосферой и специфическими местными нравами можно было придумать и описать более интересную историю. Недаром в американской литературе «южная школа» и ее представители – Фолкнер, Уоррен, О▒Коннор – занимают особое место. Вместе с ними хочется упомянуть и Роберта Маккаммона, в чьих книгах как раз южные пейзажи соединяются с сюжетами ужастиков.
Мистификация, о которой было известно заранее, могла бы и удаться – откройся, что автором этой книги является не сын «короля ужасов», а сам Стивен Кинг. Но похоже, что тот если и приложил к книге руку, то ограничился лишь парой советов, а титул «принца ужасов» автоматически по наследству не передается.