Не знаю, как кто, а я свое знакомство с детективной литературой начал с произведений Артура Конан Дойла. Я думаю, многие тоже. Потом были Эдгар Алан По и Гилберт Кийт Честертон. Еще позже Агата Кристи...
Эти авторы меня приучили к тому, что в криминальном жанре самое интересное – это тайна, загадка, которую нужно разгадать сообразительному сыщику. А переживание за судьбу героя, страх за его жизнь – это уже второстепенно. Многие сыщики были милыми чудаками, неспособными к физической схватке с преступником. Взять того же отца Брауна или Эркюля Пуаро с мисс Марпл┘
И российские авторы в старые времена стремились к тому же. И братья Вайнеры или, скажем, Сергей Высоцкий. У них тоже тайна и ее разгадка были гораздо важнее, чем страх.
Бояться мое поколение научили 90-е годы. Тогда криминал стал необычно осязаем, он стал касаться практически каждого. Из категории абстрактных идей перешел в категорию конкретных понятий. Простите за каламбур. 90-е годы научили писателей играть на этом страхе. Тогда милицейский триллер почти полностью вытеснил с книжных полок детектив. Читатели охотно сопереживали персонажам, которые «влипали» в опасные ситуации, потому что сами боялись этого┘
Современный же читатель уже бояться не хочет. И это наглядно видно, скажем, на примере одного автора – Бориса Акунина. Его детективы об Эрасте Фандорине, где центральное место занимают загадка и отгадка, пользуются несравненно большей популярностью, чем его же произведения о Николасе Фандорине, в которых сильнее триллерное начало.
Видимо, российские люди, а точнее, жители Москвы и Санкт-Петербурга, где оседает больше всего книжных новинок, стали жить лучше. У них стало меньше поводов для страха.
И вот авторы криминальных книг реагируют на это. Интересно дебютировал в прозе журналист Олег Кудрин. Его книга «Фондурин 917» написана гораздо лучше, чем оформлена, – просто странно, кому пришла в голову мысль придать персонажу портретное сходство с российским президентом. Текстом это никак не обосновано. Это пародийный детектив с элементами мистики и альтернативной истории. Остроумно обыгрываются сюжеты не только Бориса Акунина, что очевидно из названия, но и Гофмана, и Гоголя, и Булгакова, и Ильфа с Петровым. Но гдавное – книга полна загадок и разгадок, аналитических размышлений и ложных версий. Летом 1917 года Орест Фондурин отправляется на поиски барышни, связавшейся с марксистами и сатанистами. В результате множества самых неожиданных приключений он не только спасает девушку, но и воюет с генералом Курниловым, подсказывает сюжеты писателям Михаилу Булгарову и Валентину Китаеву, пресекает деятельность секты дьяволопоклонников во главе с Владимиром Лининым, а заодно и предотвращает Октябрьскую революцию.
В новой книге Анны и Сергея Литвиновых «Spa-чистилище» также полно загадок и неожиданных разгадок. К тому же в ней детективный сюжет сочетается с отменным литературным языком. Следствие ведет пожилой полковник спецслужб в отставке. Он ищет женщину, которая тихо жила в дачном поселке, но таинственно исчезла.
Интересный проект затеяли Виталий Бабенко и Даниил Клугер. Под псевдонимом Виталий Данилин они выпустили уже второй детектив – написанный по всем классическим канонам, в котором следствие ведет молодой Владимир Ульянов┘
В общем, детектив возвращается! Это потому что читателям больше не хочется бояться, а хочется вместе с персонажами раскрывать тайны!