КУХНЯ ДУХОВНАЯ
Борис Кригер. Кухонная философия. Трактат о правильном жизнепроведении. – М.: Э.РА, 2006, 472 с.
С давних пор для советской и постсоветской интеллигенции кухня была не только функциональным помещением для производства и потребления пищи, но и сакральным, подобным храму, пространством, в котором холодный нож интеллекта вкупе с высокими порывами души безжалостно препарировал окружающее бытие.
Живущий в Канаде Борис Кригер в данной книге собрал свои размышления о жизни, почерпнутые за время советско-израильско-норвежско-канадских кухонных посиделок. Темы, затрагиваемые в книге, самые разные: от деградации морали и арабского терроризма до теологии, космогонии и морально-этического моделирования.
Борис Кригер, покинувший Советский Союз молодым человеком, сохранил в себе те здоровые черты русского культурного поля, которые делают его нынешние взгляды, изложенные в книге, вполне созвучными нынешним массовым умонастроениям. Вечные вопросы философии, религии, политики, искусства, затронутые Кригером в «Кухонной философии», дают нам картину духовной неудовлетворенности современным миром, и эта картина тем более интересна, что изложена она благополучным, в душе русскоязычным жителем псевдосчастливого благополучного Запада: «Увы, никто не может дать удовлетворительного ответа, как пить горький напиток жизни, о чем стремиться, к чему стремиться, на что надеяться. Всякому мыслящему человеку рано или поздно приходится для себя решать эти вопросы. Итак, иллюзия покоя и защищенности. Надо как-то изловчиться ее достигать – и, возможно, менее дорогостоящими методами, чем бегство на край земли от собственного соседа».
Борис Кригер в своей книге пытается решать эти больные вопросы и, надо признать, делает это остроумно и оригинально: «Все прятки да считалки с тоскливой совестью и скукой. Отсюда возникает раздражение на себя, на запах жизни и на прочие проявления Вселенной в себе. Как проявляет Вселенная себя в рюмке коньяка? Не знаю. Увы, мои старые еврейские ферменты расщепляют алкоголь задолго до того, как он усыпляет совесть».
Тема соотношения индивидуального и всеобщего, личностного и внеличностного, сакрального и мирского начала проходит красной нитью через всю «Кухонную философию». Борис Кригер обращается и к первоначалам вселенского бытия, и к теологии, а проблеме времени он посвящает большой трактат. «Природа вообще склонна к организации самоуправляющихся систем, когда индивидуумы, входящие в состав этих систем, производят действия, предусмотренные природой по мирному согласию, никем не принуждаемые, следуя своим, заложенным внутри позывам, называемым инстинктами».
Завершает книгу обширный цикл стихов Бориса Кригера.