0
967
Газета Проза, периодика Интернет-версия

26.07.2007 00:00:00

История на ощупь

Тэги: роман, история, косачевская


Эрика Косачевская. Местожительство: роман. – СПб.: Алетейя, 2006, 264 с. (Русское зарубежье. Коллекция поэзии и прозы).

В чем секрет обаяния этой искренне, со своеобразным бесхитростным воображением написанной книги? Так просто и доходчиво, без формотворческих изысков и претензий на метафизическую «глубину» сейчас никто не пишет. И все литературно-критические рефлексии направлены соответственно совсем в другие стороны.

На помощь приходит┘ неканоническое библиографическое описание на обороте титула издания: «Местожительство: роман». Получился эффект явно незапланированного жанрового определения, в котором слова можно и поменять местами – само местожительство предстает как роман, а роман оказывается в итоге местожительством автора. Почти как у предотъездного Аксенова. «Поиски жанра» – название, а ниже его повторение в обозначении жанра.

«Когда Наташа и Андрей пришли впервые в школу, учительница посадила их за одну парту. Все десять лет так они и просидели рядом». Так, с эпической сказочностью, начинается этот роман-местожительство, создавая своеобразную пространственно-временную матрицу произведения, задавая соответствующий ритм существования его героев. Они взрослеют, становятся геологами, создают семью современных Филемона и Бавкиды. Однако наступает 1937 год, и Андрей попадает под колесо арестов.

Добрыми ангелами Наташи и ее дочери становятся друг Андрея Алексей, посоветовавший немедленно «исчезнуть», и домработница Нюра, взявшая на себя бытовое обустройство беглецов в глубинке. Глубинка эта, впрочем, находилась (да, кстати, и сейчас находится) всего в нескольких десятках километров от Москвы. Поистине это робинзонада ХХ века – так с тонким художественно-бытовым вкусом подробно описано воссоздание на новом месте домашнего очага.

Показывая повседневное существование выживающих под катком истории людей, Эрика Косачевская сумела передать в своем произведении биение живого нерва бытия. При том что попытки прямых публицистических ремарок в тексте романа (иногда – в отличающихся некоторой наивностью, под стать самой героине, авторских сносках) не всегда отличаются точностью.

«Даже из поражения в Крымской и Турецкой войнах Россия не сделала соответствующих выводов, – размышляет в романе один весьма образованный персонаж, стоя уже одной ногой в могиле. – Если проанализировать все выигранные Россией войны, то окажется, что ее победы, как правило, обусловлены только численностью армий и оплачены исключительным мужеством солдат». Крымскую войну Россия действительно проиграла, но выводы сделала – после нее начались серьезные реформы. А почти все «турецкие» (?) войны – выиграла, причем не имея численного армейского превосходства.

А это из реалий послевоенной Москвы, куда все же решается возвратиться Наташа с повзрослевшей дочерью: «После того как отменили карточки, в продаже появились продукты: овощи, мясо, рыба, крупы». Причина и следствие явно переставлены местами. Как будто достаточно было «этим людоедам» просто отменить карточки, тогда как в действительности ввели их именно из-за дефицита продовольствия и отменили после того, как продукты появились.

Но это все же не исторический роман, а «роман-местожительство», с особым драматизмом места и убывающего жительства. Наташа теряет здоровье и надежды на личное счастье. На заключительных страницах описано ее последнее волею автора испытание – напряженное ожидание дочери в день похорон Сталина и неожиданное обретение Бога. В сущности, это уже не история на ощупь, а, возможно, столь же самобытная богословская программа для русской интеллигенции, в том числе и для эпохи интернета, выраженная художественными средствами.

«Наташа бросилась в комнату, стала лихорадочно рыться в книжном шкафу. Она нашла подаренный Костей альбом «Эрмитаж», стала лихорадочно листать. Все какие-то рубенсовские голые бабы. Вот наконец то, что нужно┘ Она открыла страницу, где была изображена Мадонна Литта Леонардо да Винчи, и прислонила книгу к зеркалу на туалетном столике. Достав из буфета две новые свечи, поместила их в бокалы для вина, зажгла и поставила по двум сторонам репродукции.

– Господи, всесильный, я никогда тебя ни о чем не просила, – плача, сжимая руки, лихорадочно забормотала Наташа, – а сейчас прошу только об одном – не дай погибнуть, сохрани мою девочку┘ Мать Мария, ты знаешь, что такое потерять ребенка, на дай ему погибнуть. Пусть мои анализы окажутся плохими, возьми меня, но только не забирай дочку». И дочь была возвращена из небытия – «в обмен» на приговор уже через анализы.

Мне кажется, на сегодня это одна из лучших сцен литературы нового века. Нового века о старом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
1254
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
1523
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
1562
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
1234

Другие новости