Евгений Бунимович. Ежедневник. – М.: ОГИ, 2006, 288 с.
Евгений Бунимович (р. 1954) известен как депутат Мосгордумы, заслуженный учитель РФ (сам свидетельствует в своей новой книге: «Ваш покорный слуга – один из авторов того сборника задач, по которому девятиклассники России сдают 1 июня экзамен по математике») и один из андеграундных поэтов-постмодернистов, чье творчество, впрочем, сегодня, увы, не мейнстрим.
Новая книга грамотно и занимательно выстроена: сначала идут мемуарные эссе под общим названием «расписание уроков» – история, литература, граждановедение, география, математика, педсовет, родительское собрание. Каждый желающий сможет сразу вписать, чего ему не хватает, а что лишнее. Но эти вспоминательные заметки – действительно самое интересное и лучшее, ибо дают представление не только об авторе, но и о пережитом всеми нами.
Автор безжалостен в первую очередь к себе. В эссе «Мой читатель» он честно признается, что никогда своего читателя не встречал. В советской юности его не печатали, а в перестроечной лихорадке, ухитрившись попасть в «очень стремный номер «Юности» – между «Чонкиным» Войновича и лагерными мемуарами Разгона», он тоже тщетно искал читателя. Несмотря на это, такие его товарищи, как Щекоч, Ерёма, Д.А.Пригов, Бродский и Нина Искренко, предстают вполне любопытными, хотя и напрочь упраздненными безжалостным временем персонажами.
Активная гражданская позиция автора представлена аж четырьмя депутатскими запросами на одну тему: два адресованы мэру Москвы Ю.М.Лужкову и по одному – директору Московского зоопарка В.В.Спицыну и в комиссию по монументальному искусству. Лужкова депутат просит вовремя замораживать каток на Патриарших прудах, возле которых проживает, и соорудить наконец там же многофигурный комплекс, посвященный Булгакову, а также установить на Малой Ордынке скульптурную композицию Инги Савранской «Муза трубящая». В зоопарке, напротив, перетащить скульптуру Церетели куда подальше, дабы с высокого произведения, не дай бог, не упали соревновательные дети. А также выступает с предложением поставить памятник иллюзиям и прозрениям соотечественников в виде некоей «загогулины», скажем, на Рублевке, где-нибудь в районе Крылатского.
Стихи (1980–1985, 1985–1993, 1988–1998, 2004, 2005) скромно озаглавлены «Записки на полях старых тетрадей» и имеют пояснение: «Стихи учителя математики, написанные во время проведения контрольных работ». Отчетливо прослеживается близость к раннему или среднему Тимуру Кибирову, наглядны центонные заимствования у классиков, и особо впечатляет стихотворение «Дума», которое ради экономии места процитируем не «столбиком», а вытянутым в строку: «выкатили зенки/ накачали банки/ сели на смоленке/ соколы лубянки/ были вы речисты/ стали особисты/ были мы студенты/ были диссиденты/ стали комбатанты/ были компетентны/ стали импозантны/ стали импотенты/ кто невольник чести/ кто начальник части/ всё равно во власти/ оказались вместе/ жизнь прошла со свистом/ веским аргументом/ по-над особистом/ по-над диссидентом».
В чем в чем, а в пристальном вглядывании в суть проблем Бунимовичу не откажешь.