0
1655
Газета Проза, периодика Интернет-версия

21.06.2007 00:00:00

Художник получает все

Тэги: блуда и мудо


Алексей Иванов. Блуда и МУДО. – СПб.: «Азбука-классика», 2007, 572 с.

Новый роман Алексея Иванова под неприличным названием «Блуда и МУДО» скорее всего, вызовет раздражение пуристов и любителей глянцевой прозы. В нем есть ненормативная лексика, откровенные сцены соитий главного героя с его многочисленными женщинами, апологетика промискуитета, а также – сутенеры, бизнесмены и бизнес-леди, политики и проститутки. Словом – все, что есть в жизни. Поэтому я искренне призываю тех, кто любит, чтобы в книге все было гладко, сладко, прилично и романтично, не читать этот роман. Потому что он может нарушить ваше душевное равновесие. Талант Иванова способен поколебать простенькую жизненную философию тех, кто проводит жизнь в кондиционированно-рафинированном мире офисов, пестрых журналов и дорогих ресторанов.

Это роман о жизни, и он подобен тому самому «несчастному» из чеховского «Крыжовника», стучавшемуся в окна богатых домов, чтобы напомнить богатым и успешным о том, что на свете есть бедные и голодные.

МУДО – это совсем не то, что вы подумали, это Муниципальное учреждение дополнительного образования (то, что раньше называлось «Домом пионеров») в провинциальном городе Ковязине, расположенном на берегах реки Талки. Главный герой романа – художник Борис Моржов работает методистом МУДО и между организаций выставок детского творчества мечтает о том, чтобы соблазнить всех своих коллег женского пола: от глупенькой практикантки Сонечки до холодной и успешной Милены, любовницы местного политика Манжетова, демагога высшей, охотнорядской пробы.

На помощь Моржову приходят неведомые американцы, заказавшие по интернету смену в Троельге – летнем лагере МУДО. В разваливающийся лагерь срочно завозят продукты и отправляют педагогов. Именно здесь, на фоне прекрасной, но замусоренной людьми природы, Борис Моржов осуществляет свои коварные планы.

Он становится не только любовником Сонечки, Розы и Милены, но и главным спасителем несчастного МУДО. Потому что политик Манжетов хочет это учреждение закрыть, детей и педагогов – разогнать, а в старом купеческом особняке разместить Антикризисный центр. Для того чтобы этого не случилось, Моржову приходится обращаться за помощью к своим бывшим любовницам, живущим в различных районах города Ковязина – от элитного поселка на горе Пикет до полудеревенской Ковыряловки. Он должен «начичить» сертификаты на детей, чтобы доказать рентабельность летнего лагеря. Потому что американцы не приехали, а в самой Троельге шестеро взрослых пасут шестерых детей, предаваясь после отбоя пьянству и разврату.

Но Алексей Иванов не был бы простым русским писателем вроде Тургенева, Достоевского и Бунина, если бы даже разврат у него не был «с оттенком высшего значения». В «Блуде и МУДО» красота не спасает мир – она сама гибнет под слоем мусора, и для того чтобы ее сохранить, необходимо нечто большее, чем любовь, – сострадание.

Борис Моржов не дешевый провинциальный Казанова, хоть он и покупает в аптеке виагру и заказывает проституток у местного сутенера (по совместительству – инспектора ДПС). К каждой из своих женщин – от бывшей жены до косящей под бизнес-вумен Милены – он относится как к неповторимому созданию природы, отличающемуся от остальных не только длинной ног и размером груди, но и характером, привычками, судьбой. Он не соблазняет женщин – он раскрывает их, «как книгу на аналое». Потому что секс для него – не средство получения кайфа, а способ познания мира. Такого героя в русской литературе еще не было.

Образ главного героя некоторые критики уже успели сравнить с Чичиковым – мол, он озабочен поиском «мертвых душ» (сертификаты на детей). Но Чичиков был мошенником и аферистом. Моржов – художник. «Блуда и МУДО» – это роман о торжестве художника над всеми остальными «героями нашего времени» – политиком, сутенером с милицейскими «корочками», успешным бизнесменом, юным циником. Моржов отбивает у них любовниц и в результате оказывается победителем. А самого противного и наглого из своих соперников он вообще отправляет на тот свет.

Герой Иванова является воплощением идеи бескорыстия – ему лично все равно, будет МУДО работать или нет. Он, наверное, единственный человек в Ковязине, у которого есть деньги – не украденные и не выпиленные из городского бюджета. Он по современным меркам – вполне успешный человек, продающий свои картины на неведомом «Староарбатском биенналле». Но, несмотря на свое материальное благополучие, он не покупает себе ни квартиры, ни машины и предпочитает «жить на общих основаниях». Именно в этом – а не в виагре или манерах бабника-одиночки – заключается секрет его обаяния.

Остальные книги Алексея Иванова тоже наполнены необыкновенно обаятельными, но в то же время живыми героями. Такое впечатление, что автор, подобно своим великим предшественникам из XIX века, ничего не придумывает, а просто описывает жизнь такой, какая она есть. Иванов не постмодернист, несмотря на то что в его книгах можно найти спрятанные цитаты из множества литературных произведений. Он – «критический реалист» начала XXI века.

Устами своих героев он рассуждает о «пиксельном мышлении» наших современников, об их нежелании видеть что-либо, что выходит за границы этого «пикселя», о неспособности отличить подлинное от мнимого, о ложных «призраках высокой цели», заслоняющих простую и маленькую человеческую правду.

Так или иначе эти темы занимают всех – от высоколобых философов до продавщиц на рынке. И поэтому можно смело сказать, что Алексей Иванов создал новую энциклопедию русской жизни начала XXI века. Что, в общем-то, правильно: энциклопедии со временем устаревают и требуют обновления. Возможно, что через 100–200 лет, даже если жизнь все еще не станет прекрасной и удивительной, читатели будущего будут представлять себе нас похожими на героев книг Алексея Иванова.

Великий писатель тем и отличается от рядового литератора, что в его книгах наряду с автобиографическими мотивами всегда присутствует нечто, что заставляет любого читателя сказать: «Это – книга про меня». Ощущение причастности к происходящему на страницах книги завораживает, поглощает и увлекает за собой, как ручей – беспомощную щепку.

Проза Иванова необыкновенно богата на метафоры. Его пейзажи объемны, эмоциональны и, главное, правдивы. Портрет всех частей и районов Ковязина делает этот город абсолютной реальностью для тех, кто будет читать роман. На литературной карте мира Ковязин может смело соперничать с Макондо Маркеса и Касл-Роком Стивена Кинга. Говорят, что писатель в очередной раз описал в романе свой родной город Пермь, но Ковязин – это больше, чем просто город, – это слепок нашего общего прошлого, настоящего и будущего.

«Город Ковязин был сплошным наслоением плацдармов. Уже сам острожек Ковязи (основателя города. – Ю.Г.) был плацдармом в краю печенегов┘ Потом «исторический город – ныне районы Пролет и Багдад – стал плацдармом цивилизации среди местных Ковыряловок. Готовясь к пролетарскому штурму Пролета, на другом берегу Талки после революции появился плацдарм барачного Прокола. Но классовая борьба закончилась раньше, чем Прокол подготовился к битве. Отделенный от Прокола и Пролета Пряжским прудом, на Чуланской горе образовался плацдарм нового, конструктивистски осмысленного социализма – Соцпоселок. Но и его пассионарность растворилась в пространстве. Собравшись с силами, история вновь решила преобразить город Ковязин, и в семидесятых годах появился еще один плацдарм – район Пленум. Плацдармом история, как обычно, и ограничилась»...

Город, который не смогли покорить ни печенеги-туареги, ни имперские войска, ни коммунисты-капиталисты, покоряется Моржову, ложась под шины его велосипеда.

Но, вероятно, автор решил, что Моржов, как голливудский Терминатор, нужен не только городу Ковязину, и отправил его в путешествие. Это вселяет надежду – не только на то, что появится «Блуда и МУДО-2», но и на то, что великая русская литература жива – а следовательно, и все мы еще поживем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1964
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1964
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1701
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
1059

Другие новости