Владимир Медведев. Охота с кукуем: Рассказы. – СПб.: Лимбус Пресс, Изд-во К.Тублина, 2007, 264 с.
Чтобы ни у кого не возникло, упаси Господи, даже тени недопонимания, скажу сразу: хоть писатель в своих историях и демонстрирует острое чувство современности, а все же кукуй липуну не товарищ.
Потому что кукуй – существо хищное, дикое, свирепое и опасное. Оснащенное саблеподобными когтями (единственное, что удалось в темноте разглядеть) и зубами – зубов, правда, не видели, но о них и подумать страшно. А также яростным зверьим ревом, на многие километры разносящимся по черному ночному лесу. И, конечно, лапами, на которых он, сволочь, любую машину догонит. А догонит – сожрет. Ну вот к бабке можно не ходить – сожрет!
Но при всей своей кошмарной страхолюдности, ужас и помрачение ума наводящей, он, кукуй-то, все-таки как-то понятен. Как-то все-таки можно в его отношении мозгом пораскинуть. Да что там! – хищник он. Просто хищник. Хищник и зверь.
Ну вот. Это, значит, кукуй. А липун – совсем другое дело. И дело, прямо скажем, куда более неприятное. Главная-то закавыка в чем? – от человека его трудно отличить. Старичок на «Запорожце». И не подумаешь даже. Мало ли таких? Крутит руль, бормочет что-то. Одно слово – дачник. Взялся подвезти. А сам препирается. Да все норовит поговорку вкрутить. «На словах-то как на санях, а вот на деле...» Или еще чего позавитее: «Это тебе, мол, пень да колода, а нам – путь да дорога!..» Вот и думай. Не признаешь в нем липуна, ну ни за что не признаешь! Пока, конечно, рук к этой сволочи не потянешь. Бац! – тут уж все ясно становится. Липун! Ясно-то ясно, да вот как руки назад вернуть? Ведь не отвяжешься!.. То есть нет – можно, конечно, отвязаться. Просто средства нужно знать. Довольно непростые. Неприятные. Сто раз подумаешь, прежде чем применить наладишься. Потому что... ну да ладно, об этом речь впереди. Не будем все в одну кучу валить.
Или вот еще внутренний голос бегал стучать на хозяина в КГБ, а когда в ФСБ переделали, он и туда ломанулся. Каково?
Или вот еще олигарх решил жениться на собаке. Такая причуда пришла ему в голову. И что бы вы думали? Почти все замечательным образом устроилось. Даже фактически и на думском уровне. Только когда стали вносить поправки в Закон о семье и браке, направленные на устранение видовой дискриминации «наших исторических спутников» (выражение депутата Каниса), возникла дискуссия, центральным пунктом которой стал вопрос о том, куда ставить печать, если собака выходит замуж. Впрочем, депутат Канис нашелся:
– О, с этим нет проблем! К счастью, все представители элитных пород имеют паспорта. Необходимо лишь обязать клубы собаководства, селекционные станции, конезаводы и прочие тому подобные организации, чтобы они внесли в эти паспорта графу «Семейное положение».
Однако это вполне разумное замечание почему-то вызвало резкий протест господина Бовыряева – депутата от фракции «Рабочее равноправие».
– Это куда ж мы идем?! – воскликнул депутат Бовыряев. – Элитам дай кисель да кашу, а смердам ставь на стол парашу. Так, что ли?! Всякая породистая тварь будет жениться и замуж выходить, а простая собака как была беспаспортной дворняжкой, так дворняжкой и останется? Какая же это (звуковой сигнал: би-и-ип!) демократия? Совесть надо иметь, дорогие товарищи!..
Вот такая, понимаете ли, дискуссия.
А то еще, к примеру сказать, Жущер. Сидит у тебя на спине, а ничего не видно. Точнее, видно, но только если не на него смотришь. В сторону нужно смотреть. И тогда уж так и ахнешь – Господи! Да ведь натуральный Жущер! Сначала тенью этакой размытой... а потом, стало быть, проявляется!.. проявляется!.. Но это только если мельком, боковым зрением, как бы невзначай. А если в упор – ни черта не видно. Так и помрешь в убеждении, что нет на тебе никакого Жущера, и вообще это все чьи-то дурацкие выдумки.
Или вот еще...
Впрочем, всего не расскажешь. Да и не след портить грядущее удовольствие будущему читателю. Хотя вряд ли оно может быть испорчено коротким пересказом сюжета. Потому что соль в конце концов не в сюжете – сколь бы ни был он неожидан, увлекающ и страшен. Ведь сюжет (замечено не нами, но весьма справедливо) – манекен: как оденешь его, таким он и гулять пойдет.
Отметим лишь, что сюжеты рассказов Владимира Медведева из книги «Охота с кукуем» одеты с большим изяществом, выдумкой, вкусом и применением самых что ни есть изысканных и всегда современных тканей: неподражаемого юмора и, с одной стороны, чрезвычайно добротного, а с другой – удивительно гибкого русского языка, в любой ситуации обнаруживающего чудную способность найти адекватные средства выражения.
Кстати говоря, мы глубоко уверены, что свойство книг западать в сознание и время от времени всплывать, настаивая на своем перечтении (сам не замечаешь, как рука потянулась, – бац! а ты уже снова сдавленно прыскаешь, пробегая давно уж, казалось бы, знакомые страницы), определяется именно свойствами языка. Язык! Удивительная штука! Коли хорошим языком – так хоть о пепельнице пиши, хоть о войне, хоть о мире! Сам заворожит, сам вольется в душу, сам заставит переживать и затаивать дух в ответственных местах.
И даже, сдается, способность автора загадочным образом вписываться в законы фольклора, самого фольклора при этом не обнаруживая, тоже объясняется языком этих коротких произведений. Поскольку, как ни крути, в современном мире фольклор есть фрагмент истории культуры. В то время как язык ничего исторического, замшелого, не готового схлестнуться с современностью не содержит. То есть, вероятно, на этом парадоксе все и держится. На, возможно, самом важном из множества парадоксов, которыми щедро напитаны эти совершенно правдивые сказки.
Кроме того, представляется (хоть мы в подобного рода вопросах совершенно никакие не специалисты), что все эти легко и весело написанные истории не так просты, как кажутся. Поскольку они взывают к неким древним, неолитическим пластам сознания, о существовании которых ты до поры до времени даже не догадываешься, – так глубоко погребены они под слоями обыденности. Однако читаешь – и отчетливо чувствуешь: живы в тебе эти темные, смутные представления! И никакая рациональность, никакие нагромождения скепсиса и атеизма, столь свойственные нам – современным детям дымных городов, – не способны похоронить их окончательно. Откликаются они на зов! Будоражат! Всплывают откуда-то с самого дна, брезжат, маячат, пугают!..
А уж если вдобавок речь пошла о том, как пацан из бомжа зомби сделал!..
Нет, не стану пересказывать. А просто скажу: замечательная книжка. Чудесные рассказы. И кто не читал – тот когда-нибудь об этом пожалеет.