Вот раньше было много всяких сборников и антологий. На самые разные темы. Были антологии московской прозы и питерской, были сборники фантастики и детектива... И ведь какие сборники были! До сих пор мою библиотеку украшает книга «Весть». Та, где впервые была напечатана поэма Ерофеева «Москва–Петушки», где были рассказы Булата Окуджавы, Фазиля Искандера, Вениамина Каверина, стихи Давида Самойлова... Это же было событие литературной жизни. Еще было много тематических антологий. Помню, как через сборники рассказов о революции и Гражданской войне пробирались к читателю рассказы Булгакова и Платонова. Сборники «Мир приключений», «Фантастика» и «НФ» фактически сформировали российскую фантастику!
А теперь сборников стало гораздо меньше. Почему?
Впору упрекнуть писателей в эгоизме. А издателей в недальновидности. Раньше, чтобы пробиться к читателю, авторы были готовы на все, а теперь каждый мечтает об личном сборнике. В общем-то они правы.
А вот издатели – не правы. С помощью сборников легче «вводить» в литературную жизнь новые имена. Знакомить читателя с творчеством молодого автора, следить за реакцией на него. А потом – глядишь – и роман выпустить.
Ведь книгу, под обложкой которой прячется полтора десятка авторов, и продавать проще – кто-нибудь кому-нибудь из читателей да приглянется.
В последнее время это уже поняли издатели фантастики – у каждого издательства, специализирующегося на этом направлении литературы, уже есть свой альманах. Эти книги становятся лицом издания – срезом всего его репертуара, компактным воплощением редакторского вкуса. Они оперативно реагируют на все новое и интересное – у автора еще нет крупной вещи, а рассказ уже выходит. Или писатель позволяет себе слишком смелые литературные эксперименты – выпускать его авторскую книгу рискованно, а вместе с другими можно. Только на сборники и антологии остается надежда у тех, кто не желает идти торными путями...
Но за каждым ярким сборником всегда стоит незаурядная фигура редактора-составителя. Увы, таких людей в современном книгоиздании не хватает! А без них и литература не будет двигаться.