КИКИМОРА С ПОРТФЕЛЕМ
Владимир Бояринов. Любимая моя, святая... - М.: Рипол Классик, 2006, 160 с.
Открывая книгу «стихов о родине», обычно заранее испытываешь смущение за очередные вздохи о березках и стенания о временах, когда «была свободна Русь и три копейки стоил гусь». По степени «заезженности» с патриотической темой сравнится разве что любовная лирика.
Владимир Бояринов (р. 1948) в сборнике «Любимая моя, святая┘» решился соединить «любовь» и «родину», жизнь и сказку, искренность и иронию, сон и явь. Его лирический герой – то ли Иван-царевич, то ли Иванушка-дурачок – бродит по миру в поисках любви. Обойдя тридевять земель, побывал «на острове славном Буяне» и «гостевал у Кощея в цепях». Видел, как «высохла речка Непрядва» и «рушится Спас на Крови».
Однако это не просто миллионный перепев старых сказок и «геройских русских тем». Мир Бояринова вмещает не только березы с елками и журавлей с лебедями. Водится там и другая – нетрадиционная для почвенной поэзии – живность. «На глухих задворках мира» обретается линяющий старый сатир, который сохнет по юной нимфе – «неуловимой, как рифма». А такой привычный персонаж, как медведь, шагает в ногу (или в лапу) со временем: хлещет пивко и закусывает сухарями. Кикиморы тоже осовременились: «Портфели носят с книжками,/ А головы – под мышками». В роли почтового голубя, приносящего «весточку на Русь», выступает «священный гусь из владений бога Ра». Так что главный герой получается не просто Иванушка, а «Иванушка international». Поиск любви приводит его в дальние степи: «Батый, я украл твою дочь/ И скрылся за дымом пожарищ┘» Экзотический выбор оказался абсолютно правильным: степная полонянка «о прошлом не плачет напрасно,/ В полуночных ласках нежна,/ В полуденном свете прекрасна./ Не встретишь созданья добрей,/ Не встретишь любезнее с мужем./ Одну за других дочерей/ Рожает. А мы и не тужим!»
А вот принесла ли Иванушке счастье любовь к плаксе Аленушке над омутом или к всезнайке-феминистке Василисе, решающей за героя почти все его проблемы, сказочная история умалчивает, ставя точку на свадебном застолье. Хотя после свадьбы самое интересное только начинается.