Мария Матиос. Нация / Пер. с укр. Е. Мариневой, С. Соложенкиной. – М.: Братонеж, 2007, 320 с.
И снова Украина поделена надвое – теперь уже на «оранжевую» и «синюю». Это не может не радовать настоящего москаля. Их язык кажется нам пародией на наш, «настоящий». Нас раздражает их желание попасть в Евросоюз или НАТО. Мы вообще отказываем им – не формально, но внутренне – в какой-либо самостоятельности. Нам тяжело, практически невозможно расстаться. И вот матушка Русь держит за подол свое выросшее «жовто-блакитное» дитя, которое стремится во взрослую самостоятельную жизнь. И трещат по швам не российско-украинские отношения – рвется наша Общая История. Слишком долгая и слишком общая – чтобы вот так вот взять и разбежаться в разные стороны.
Книга Марии Матиос «Нация» включает в себя роман «Даруся сладкая» и цикл новелл. Время и место действия всех произведений – ХХ век, Западная Украина, территория нынешних Черновицкой и Ивано-Франковской областей. В ХХ веке эта территория входила в состав различных государств – сначала она принадлежала Австро-Венгрии, затем Румынии и Польше, затем СССР, потом была оккупация Германией, потом освобождение и снова вхождение в состав УССР. Одним словом, Северную Буковину (Черновицкая область) и Галичину (Ивано-Франковская область) в XX веке лихорадило изрядно.
Но в книге Марии Матиос «Нация» этого ничего нет, исторический контекст я аккуратно списал из послесловия к книге. В романе же «Даруся сладкая» и в новеллах Матиос описываются судьбы заурядных людей – преимущественно жителей украинских сел и деревень. Это вроде бы все те же самые персонажи Гоголя – из «Миргорода» и «Вечеров на хуторе». Как и Гоголь, Матиос любит вкраплять в свою тугую, насыщенную, как рассол, прозу неожиданные диалоги второстепенных персонажей. Вот, например, мое любимое: «Всяко было, кума┘ И добро, и лихо творили. Я-то еще помню, как в сороковом году пришли первые москали. Кума, скажу вам по секрету, потому что я уже стара и могу теперь все секреты рассказывать┘ Так скажу вам, кума, что эти москали так славно наших женщин просили, что легче было им дать, чем отказать. И что вы думаете – мы и давали понемножку, потому что свой так сладко не попросит».
Народ – все тот же. Но изменился исторический контекст. Матиос вынуждена делать выбор – и она его делает. Для Марии Матиос судьба ее галичан – тяжелая, кровавая, ненадежная и разболтанная – много важнее судьбы Империи.
Но не это ли роднит ее также с Распутиным или Астафьевым? Все отличие: персонажи Астафьева живут тут. И давит их к земле, прогибает наша собственная власть.
Для персонажей Матиос главное зло – это тоже власть. Автору невыносим сам принцип того, что человек может быть поставлен над другим человеком – и имеет полное право распоряжаться чужой жизнью, чужой судьбой. Власть – это инородный, совсем не нужный элемент той украинской деревни, о которой пишет Матиос. Но когда эта власть чужеродна, то разгадка кажется очевидной. Именно противопоставление быта украинской деревни чужой, привнесенной извне власти окрашивает прозу Матиос – как может показаться на первый взгляд – в тона литературы протеста и освобождения.
Но вот загадка: власти совсем нет места в малороссийских новеллах Гоголя. Жандарм – это персонаж другого мира. Не потому ли, что у человека, получившего право распоряжаться судьбами людей, превалирует не национальное самосознание, а сословное – если угодно, то и кастовое? «Большой босс» вынужден служить не интересам своей нации, а интересам касты. И это очень хорошо доказывается состоянием нынешней Украины. Когда власть была инородна, народ был един. Со всеми скидками на сложную историю Украины в ее нынешних государственных границах – настоящего территориального монстра.
В романе «Даруся сладкая» есть момент, когда два подвыпивших крестьянина возвращаются по своим хатам – идут разными сторонами реки. Один живет на территории, которая формально принадлежит Румынии, второй – на территории Польши. В обход закона говорить на государственном языке они, перекрикивая ветер и шум воды, общаются на мове – и нет в этот момент никого для них ближе друг друга.
Существует ли на данный момент украинская нация – большой вопрос. Ни язык, ни культура не могут примирить «оранжевых» с «синими». Раскол общества произошел не из-за влияния каких-то инородных сил, хотя без них, конечно, тоже не обошлось. Раскол населения Украины был неизбежен: если одна сторона хочет забыть прошлое и рвать по живому, то другая ей это вряд ли позволит. В противном случае – это уже не нация.
Есть люди, которые это понимают. Мария Матиос в их числе.