0
964
Газета Проза, периодика Интернет-версия

22.03.2007 00:00:00

Воспитанный авангард

Тэги: степанов, портрет


Евгений Степанов. Портрет: Книга стихотворений. – М.: Вест-Консалтинг, 2006. – 248 с.

Есть поэты, которых весьма непросто идентифицировать. Точнее, не их самих, конечно, а, скажем так, их поэтическую, «цеховую» принадлежность. Это когда не знаешь: на какую полку загнать поэта N: к традиционалистам, верлибристам, радикальным авангардистам, а то и вовсе к каким-нибудь метаметафористам и прочим переподвыпедвертуистам. Московский поэт, критик, издатель и организатор литературного процесса Евгений Степанов как раз из этого «неопределившегося» ряда. С одной стороны, он вроде бы эмоциональный пропагандист, выражаясь случайно оброненными словами Вадима Рабиновича, «густопсового авангарда», издатель и редактор единственного в России регулярно выходящего авангардного журнала «Футурум АРТ». А с другой – обилие таких вот стихов, ясных и простых, никак не впаивающихся в сетку радикальных экспериментов: «Уходит в монастырь путанка,/ Выходят на панель весталки./ Въезжает грипп кошмарным танком/ Во все клетушки коммуналки.// Ждем доктора, как ждут Мессию,/ Ждем порошков, как семь хлебов./ ┘Я был повсюду. Но Россию/ Сравнить ни с чем я не готов».

Или вот таких: «А водка – это не водичка./ А летом лучше, чем зимой./ А баба – это электричка./ Одна ушла – дождись другой./ И не хандри! За все на свете/ Тверди спокойное «мерси»!/ И помни постулаты эти –/ Не верь, не бойся, не проси!»

А во многих стихах (как, например, во включенном в сборник «Час придет – увижу Бога...») и вовсе отчетливо слышатся отзвуки «наивной» поэтики Николая Глазкова. Кстати, как бы в скобках замечу: читая сборник «Портрет» «насквозь», легко заметить одну особенность, довольно редко встречающуюся в нынешней русской поэзии: Степанов не боится быть сентиментальным, пафосным, но прежде всего – НЕциничным. Об этом, добром, начале его стихов в свое время очень точно написала покойная Татьяна Бек: «Стихи Е.С. ясны, как документальная проза, таинственны, как добрый крик обиженной любви, публицистичны и вместе с тем суггестивны». Скобки закрыть.

В общем, никакой Степанов не авангардист. И по этому поводу не возникло бы никаких сомнений, если бы рядом с такими стихами не соседствовали совсем иные. Да вот, хотя бы, такие: «не ясно – сны-ручьи/ крик ржавчины/ и – дно/ дно-бытие/ и – сорок лет/ (а смерти нет)/ модели мира/ вера/ ира/ дом/ баскетбол/ стихи/ война/┘┘..»

И здесь нет никаких сомнений тоже: Степанов определенно близок авангардистскому (или, точнее, поставангардистскому) крылу русской поэзии. Однако степановский авангард – это авангард окультуренный, воспитанный. Он не взламывает и не ломает, не стремится эпатировать. Ему не ведома агрессия, но присуща, пожалуй, эдакая куртуазная изысканность. Это авангард на уздечке классической пушкинско-блоко-пастернаковской просодии. А может, и наоборот: пастернаковско-блоковскую гармонию Степанов окантовывает едва уловимой ленточкой авангардных сломов – там, где поэт уводит стих в заумь, минимализм или в обериутский абсурдизм. Возможно, такие стихи писал бы сегодня Олейников: «Валялось лицо на помойке столетия./ Лицо – обожженные веточки глаз./ А главный начальник иного столетия/ Шел мимо помойки в полуденный час...»

Вот эта пограничность, «неуловимость» степановской поэтики и сбивает с толку критиков, пытающихся маркировать стихи московского поэта. А не получается. Выскальзывают из хватких филологических рук, не хотят укладываться ни в нишу классического наследования, ни в нишу авангардной традиции. Им, степановским стихам, обе полки подавай.

Впрочем, явные, радикальные авангардистские замашки Степанов себе позволяет – там, где работает с графическим, визуальным или нумерологическим стихом.

Пожалуй, наиболее верным определением Степанова-поэта будет традиционал-авангардист. Да все это, в общем-то, и не важно. Были бы стихи хорошие. А Степанов пишет очень хорошие стихи. Ему легко даются незатертые силлабо-тонические строфы, в которых есть и глубина, и ирония, и обилие вкусных поэтических находок («Запада плоть измочалена./ Желтый сгущается цвет./ Мальчик, похожий на Сталина,/ Пишет автопортрет...»). Столь же легко, будто играючи, он создает и сочные образцы авангардной поэтики – будь то ироничный реверанс в адрес тех же обериутов или заумная звукопись; и нежный, утонченный верлибр; а еще – удивительно меткие и афористичные миниатюры – двустишия и одностроки, как, например, такой вот шедевр: «Я хотел написать стихотворение. И не смог». Что тут добавишь?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
2040
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4115
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3147
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2595

Другие новости