Борьба с ветряными мельницами? Социально-антропологический подход к исследованию коррупции/ Сост. и отв. ред. И.Б.Олимпиева, О.В.Паченков. – СПб.: Алетейя, 2007, 234 с.
Что означает слово «коррупция» для так называемых незападных обществ, где сохранился традиционный уклад жизни, где по-прежнему сильны родственные и семейные связи, где большая часть населения живет в бедности, если не в нищете? На этот вопрос отвечают статьи, собранные в настоящем сборнике. Авторы – европейские и американские социологи – придерживаются социально-антропологического подхода, рассматривающего коррупцию с точки зрения участников процесса. «Необходимо изучать, как сами индивиды оценивают определенные социальные практики», – пишет Тон Кристин Сиссенер в статье «Феномен коррупции в антропологической перспективе».
Индивиды же, как правило, воспринимают существующую систему отношений как правила игры, соблюдение которых ведет к нужному результату. А когда правила игры усложняются, торговец из Джакарты (столица Индонезии) возвращается в родной город, потому что легче дать взятку одному лейтенанту, чем пяти чиновникам (Джеймс Скотт «Анализ коррупции в развивающихся странах»). Индийские крестьяне пишут письмо министру, жалуясь на то, что размер взяток мелким чиновникам непредсказуем, более того, непонятно, как правильно вести себя с ними (Тон Кристин Сиссенер «Феномен коррупции┘»).
По мере продвижения по социальной лестнице правила только усложняются, и это хорошо показано в статье Герхарда Андерса «Подобно хамелеону: государственные служащие и коррупция в Малави». Крупный чиновник включен в разнообразные формальные и неформальные отношения между людьми и может почти все. Так, он организует похороны матери своего домоправителя, нарушая целую кучу предписаний. Отказать? Во-первых, это равносильно игнорированию просьбы родственника (домоправитель служит чиновнику уже десять лет), во-вторых, неуважение к похоронам означает «потерю лица». «Официальные правила существуют только на бумаге», – говорит чиновник Андерсу. Западная система взаимодействия государства и общества не работает в африканских условиях. Местные обычаи и ритуалы оказываются сильнее. А чиновник пользуется своим положением – и одновременно все больше запутывается в паутине собственных притязаний и ожиданий окружения.
Крайне любопытна статья Клавса Седлениекса «Параллель между Латвией и азанде: коррупция как колдовство в латвийском обществе переходного периода». Антрополог Эдуард Эванс-Притчард в своей книге «Колдовство, оракулы и магия у азанде» (африканского племени) писал о том, что вера в колдовство для многих народов является способом объяснения мира, фактически выполняя функции науки в современном западном обществе. Седлениекс же пишет о том, что именно вера в существование коррупции – это отправная точка для любого разговора о данном явлении. С помощью «злого духа коррупции» можно объяснить практически все государственные проблемы, ведь он всемогущ, неуловим и постоянно являет доказательства своей деятельности. Ему противостоят «оракулы антикоррупции» – Всемирный банк (World Bank) и «Справочник Транспаренси Интернешнл» (Transparency International Sourcebook), пытающиеся если не обуздать, то хотя бы описать врага, но, по мнению автора, их попытки не очень успешны.