Рома Воронежский. Уроки кофе. – М.: Гаятри, 2007, 208 с.
В детстве мне удалось стянуть из родительского шкафа «Записные книжки Ильфа» – тоненькую брошюру в картонной обложке. За эту книжицу смело можно было отдать все романы о пиратах, индейцах и прочих романтических, но скучных персонажах. Но никто не догадался, что я готова на такой обмен, поэтому я совершенно спокойно читала и перечитывала все эти заметки к романам, афоризмы и короткие истории, подсмотренные в мире взрослых, настоящем, солидном конторском мире, где «ходят на службу» и «получают жалованье»!
Книга Воронежского «Уроки кофе» обладает теми же удивительными свойствами, что и записные книжки Ильфа, – она дает возможность заглянуть во взрослый мир людей, занятых делом. Не обычных офисных служащих, просиживающих на работе с 9 до 18 и часто не знающих, чем занят сосед по кабинету и какое место выполняемая им работа занимает в общем проекте, а людей, придумывающих эти самые проекты и знающих, как они будут действовать. Можно представить, что перед нами оказались записные книжки Вавилена Татарского, не те, которые придумал за него Виктор Пелевин, а настоящие, подлинные.
Рома Воронежский – арт-директор одной крупной дизайнерской студии, о его профессиональных заслугах говорить не буду, потому что получится реклама, а вообще, если кому интересно, – спросите у Яндекса, он выдаст кучу ссылок. Может, даже признается, что его дизайн нарисовал тот самый человек, о котором вы спрашиваете.
Первая книга Ромы Воронежского «По дороге в булочную» вышла десять лет назад. С выпуском следующей автор не спешил: если честно, он вообще, кажется, об этом не задумывался, тексты лежали на его сайте в интернете, тысячи поклонников знали адрес сайта и имели возможность с ними ознакомиться, деньги автор зарабатывает, как было сказано выше, не литературой, так что книгу «Уроки кофе» мы вообще могли бы не увидеть. Хорошо, что художник Владимир Камаев, отличный иллюстратор, решил нарисовать несколько картинок к текстам Воронежского. В итоге читатели могут наслаждаться роскошными миниатюрами, отпечатанными на бумаге, и созерцать не менее роскошные иллюстрации.
В предисловии автор (Воронежский) остро критикует художника (Камаева), а художник (Камаев) бессовестно отказывается критиковать его в ответ, хотя договорились же написать друг про друга гадости. Но и так получилось смешно.
Вообще «Уроки кофе» оформлены не так, как положено по законам рынка, а так, как положено по законам жанра. На обложке «Уроков кофе» красуется надпись «Пейте водка», сделанная художником Захаром Ящиным в стилистике логотипа «Кока-кола». На задней стороне обложки, где обычно пишут всякие слова об авторе и размещают его фото в молодые годы – красуется портрет трехглазого Микки-Мауса с одним ухом, и значится, что Артур Перес-Реверте прекрасный писатель, написавший много хорошего: «Но есть у него и неудачные работы. У кого же их нет?»
Внутри книги художественные тексты – прозаические, драматургические, поэтические и афористические. Одни очень смешные, другие просто смешные, есть и неудачные работы (см. выше), но их мало.
Воронежский экономит буквы и слова – ему не платят за количество знаков в тексте, поэтому он пишет их ровно столько, сколько требуется для раскрытия той или иной идеи. А для раскрытия идеи надо не так уж много слов. Предполагается, что читатель достаточно сообразительный и сам донесет до рта ложку. Про нас, таких способных, в книге сказано: «У меня растёт IQ. Скоро 18!»
Одна из частей книги называется «Иллюстрации». Честно и справедливо – в ней действительно одни только иллюстрации к рассказам Ромы Воронежского, которые существуют, были проиллюстрированы, но в книгу не вошли. Читателю с все возрастающим IQ предлагается представить себе рассказы, к которым были нарисованы эти картинки.
Книга «Уроки кофе» относится к жанру «юмор». Только это такой редкий юмор, при виде которого читатель говорит не «гы!», а «ого!» или даже «ого-го!».