0
1007
Газета Проза, периодика Интернет-версия

01.03.2007 00:00:00

Дзен-мудрость на кофейной гуще

Тэги: литерас, луна неизменная


Даниэл Литерас. Луна неизменная / Перевод с англ. В.Мисюченко. М.: Гаятри, 2006, 216 с.

Как известно, в наше время воин света – занятие очень почтенное. Вот и герой с красивым и поэтичным именем Ллуэлин (здесь явно проглядывает что-то эльфийское) решил, метафорически выражаясь, «устроить побег в жизнь», т.е. научиться созерцанию бытия. Делает он это не один, а с помощью некоего дзен-мастера с датским именем Йенсен. Мастер загадочен и немногословен, живет он на улицах города Балтимора, питается чем бог послал. Он скромно мудрствует, бросает загадочные фразы, ненатужно посмеиваясь над простодушным изумлением героя. Герой, попавший в переплет и оставшийся без денег, жены и дома, разыгрывает при Йенсене роль простака Ватсона при Холмсе.

– Что ты со мной вытворяешь, а? – выговорил я наконец.

Йенсен невинно повел плечом и озорно взглянул на меня:

– Ничего. В данный момент. Позже, возможно, все.

– Я, значит, в обучение попал?

– Можно и так сказать┘

Или такой вот «эльфийский» диалог:

– Йенсен.

– Да, Ллуэлин.

– Я почти тебя понял.

– Значит, тебе осталось пройти всего миллион миль.

Что ж, как говорила Анна Ахматова, «тоже красиво». Иногда даже от красоты не знаешь, куда и деваться: ведь все герои, начиная с дзен-мастера Йенсена и заканчивая его друзьями, бродячими дзен-мастерами, живущими опять же где господь приведет (а обычно он приводит их жить под мостом), пишут стихи. И не какие-нибудь, а в японском стиле: называются они «рэнга» («сцепленные стихи») и сочиняются по кругу – каждый поэт говорит по два стишка.

Важно не просто выпалить что в голову взбредет, а произнести слова из сердцевины своего «я»: «Мне было хорошо. Я чувствовал себя так, будто они все это устроили едва ли не для меня одного. Может, и устроили? Я с надеждой взглянул на Йенсена. Тот улыбнулся:

Капли дождя

На ветках

С ветвей.

Мое «я» возобладало. Это было по мне. Я радовался. Незачем было думать:

«Повсюду сплошной дождь».

Незачем и говорить, что вся эта таинственно-назидательная история заканчивается плохо: по вине героя Ллуэлина и скверной бабы Барбары, посягавшей на Йенсена, но по ошибке переспавшей с Ллуэлином, дзен-мастера убивает любовник этой самой Барбары. Притча очевидна: мастер пал жертвой этого мира, от влияния которого в самом начале предостерегал своего ученика.

Умирает Йенсен красиво: его обвиняют в том, что он любовник злобной бабы Барбары (хотя на самом деле, как мы помним, спит с ней запутавшийся в сетях кажимостей Ллуэлин), а мастер не отрицает этого, спасая ученика. Тут-то сразу же и всплывает некая восточная притча о том, как дзен-мастера обвинили в совращении девушки, а он и не думал отпираться. Отдали ему на воспитание ребенка этой, с позволения сказать, девушки, а он и тут не отпирался. Пришли через несколько лет к нему с извинениями (мол, ошибка вышла, обнаружился наконец счастливый отец младенца). Он и тут повел себя как просветленный: вручил ребенка трусливым его родителям и ушел восвояси.

Принцип неделания, умение быть «здесь и сейчас» в полной мере┘ Тоже красиво.

А в нашей книге в продуваемом ветрами городе Балтиморе Ллуэлин медленно постигает истинную подоплеку бытия. Учитель принял удар на себя и погиб. Дзен-мастер Зак объясняет герою:

«Путь, каким мы идем по жизни, очень короток. Ни одному из нас не дано знать, когда он закончится. Вот почему он (покойный Йенсен. – «НГ».) так рьяно подгонял тебя.

К просветлению?

Что-то вроде этого»┘

Одним словом, древняя притча на современном материале.

Умирая, как истинный воин света, мастер Йенсен говорит:

«Темнотой начинается смерть┘

Там не-сущее в небытии,

Там нет ветра┘»

Все это очень хорошо. И ветер, и дзен-мастера на корточках под мостом, и даже мерзкая Барбара – плоть от плоти этого мира, мстительная, чувственная, уловившая в покойном Йенсене что-то этакое, духовное и влекущее. Читать можно.

Не очень хорошо другое: в сочинениях такого рода всегда отсутствуют две (очень важные) вещи – язык и чувство юмора.

Если мы будем говорить о первом, то придется сказать, что это беда всех современных «текстов» (не литературы, а именно «текстов»). Такое впечатление, что пишутся они одним человеком, а может даже и не совсем человеком, а неким сверхразумом машинного образца. Чего греха таить: тут есть буква и нет духа.

Вот у Гамсуна, к примеру, в романе «Голод» речь идет тоже о бродягах (точнее, о главном герое-бродяге и отщепенце, обделенном любовью и хлебом). И там герой – поэт (и, кстати сказать, талантливый журналист, как Ллуэлин талантливый актер). И там встреченная ненароком женщина воплощает суету и ослепленность этого мира, неспособность увидеть душу другого человека. Правда, там нет дзен-мастеров, задающих герою коаны┘

Зато там есть неповторимый гамсуновский слог, дух и воздух. Задыхающаяся речь героя-автора, сквозь которую выпукло проступают горестные события его многотрудной жизни.

В «Луне неизменной» у писателя Литераса этого нет. Нет этого у Пауло Коэльо, нет у Ричарда Баха, нет и у сотни других современных авторов.

Что же касается чувства юмора, то с ним нужно быть особенно внимательным, когда берешься за описание дзен-мастеров. У настоящих учителей оно все-таки было, а вот пафоса не было и не было разговоров вроде следующего:

– Ты давно этих ребят знаешь?

– Навеки.

Или:

– Не существует такой вещи, как безграничность. Есть только угасание.

– Чего?

– Жизни и смерти, мирских желаний, пространства и времени.

– Но если такое происходит, то что получаешь ты?

– Полную свободу.

Я потер лоб, затем протер глаза:

– Йен, для таких разговоров еще слишком рано. Мне надо кофе выпить┘

Между прочим, под ответом погрязшего в мирском героя Ллуэлина нельзя не подписаться – реплику свою он подает по делу.

Действительно, наверное, стоит отложить разговоры про безграничность и пойти выпить кофе. Это куда более по-дзенски, да и проект издательства, в рамках которого вышла дзен-книга, кстати, и называется «Коffейное чтиво»┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
536
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2261
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1487
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1115

Другие новости