0
1384
Газета Проза, периодика Интернет-версия

22.02.2007 00:00:00

Хазарский базар и Фрау Ветер

Тэги: мамедов, время четок


Афанасий Мамедов. Время четок. (Полные версии двух романов). – М.: Хроникёр, 2007, 565 с.

Почему полные версии двух романов Афанасия Мамедова, составившие его однотомник, сразу не вышли полностью? Ведь век политической и иной цензуры, кажется, навсегда канул в Лету? Насколько теряли и что именно «Хазарский ветер» и «Фрау Шрам» без некоторых своих кусков?

Здесь, однако, вовсе не вопрос цензуры. Суть в том, что названные романы все эти годы длились и доформировывались в самом авторе. В дело входили судьба и жизнь, их тихая, но мощная и отнюдь «незалитературенная» поступь чувствуется и в слоге романов, и в композиционном «текстостроительстве». Но прежде чем понять и оценить эти отъемы частей от целого, а потом их же воссоединение – нужно хотя бы бегло взглянуть, кто же такой Афанасий Мамедов, как работали его художественное чутье и писательская сноровка в последние годы.

Чуть бочком, как и положено бывшему боксеру, и абсолютно бесшумно, как это и свойственно бывалому авиатору, – движется Афанасий Мамедов по нынешней московской жизни. Родившийся в «оттепельном» Баку и проведший там первые двадцать пять лет жизни, впитавший в себя радость и боль двух не слишком близких этносов, он все еще присматривается к Москве, словно не угадывая толком своего будущего, не зная, останется ли Москва его городом навсегда, нет ли...

Воспоминания о прадеде-лесопромышленнике, владельце крупнейших сибирских фабрик, и о другом прадеде – первостатейном кондитере, притирают его к России. Но горячая южная кровь толкает, кажется, за ее пределы: дальше, выше, к новым берегам и пределам.

Однако охотнее и чаще всего – и вольно, и невольно – устремляется он мыслями в город своего детства и юности, в Баку.

О, что за город предстает перед нами в панорамном видении и в мягко-точечном, почти пуантилистском исполнении Афанасия Мамедова! Медоточивый и горчащий, упрямо-косный и до наивности правдивый, с таинственными старыми улочками и не враз рассекречивающими себя девушками, со скрытно набухающей и изливающей желчь в сточные канавы гражданской войной, с быстролетучей морской пеленой, которая враз застилает глаза при виде труждающихся мужских спин, и едва угадываемых под одеждами женских бедер, и, конечно, детских босых ног, детских же расквашенных носов.

«В грубой простоте речи» – так с лукавинкой говорит о своей прозе Афанасий Мамедов. На самом деле это не грубая простота, а великая медлительность и чарующая изворотливость. Этот кусок без всяких околичностей говорит о самом главном: о медитативно-повествовательном стиле Мамедова, стиле, который по-настоящему и является творцом великого виртуального Города!

Первый роман, «Хазарский ветер»: несколько линий, любовь, никаких привычных литературных побрякушек, внутрифразовые движения и интонации, далеко отходящие от Набокова, выискивающие и находящие именно свою теплоту и известковую крупитчатость, и при этом стремящиеся не назад, а вперед, куда-то к десятым–двадцатым годам ХХI века.

Второй роман, «Фрау Шрам»: еще большая обнаженность чувств, треплющий волоски на коже эрос, затонувшие соборы событий, необычные портреты (Нина, Илья и др.), втекающие вместе с обновленной авторской интонацией в текст, а после прочтения из текста выступающие и стоящие над ним, как стоят перед зарей над свежими кладбищенскими могилами фосфорические очертания нашего с вами будущего.

В давние армейские времена он был авиационным техником. Отправляя в полет «илы» и «сушки», любовался блеском и маневренностью воздушных судов, вычищенных и отрегулированных им до шестереночки, и еще до полета нетерпеливо отыскиваемых в предполагаемом пространстве. Та же история с романами. Точность и расчет, полетность и медлительное ожидание!

Мамедов смотрит вниз на людские судьбы, на город, на свои романы. Но мы-то должны смотреть вверх. Чтобы увидеть там и судьбы, и всю мелкую и до поры до времени ничтожную дребедень городской жизни, становящейся великой и всеохватной после очищения писательским зрением.

Весь этот воздушный флот городов, линий и лиц, перевозящий из забвения в вечность Город и его обитателей, где свободно парят символы и смыслы, точнейшие детали и таинственные предположения, где отуманенный временем реализм сменяется мягким и сладостным абсурдом бытия, где летит над Хазарским базаром Фрау Ветер, – и есть проза Афанасия Мамедова.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1354
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3236
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2330
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1866

Другие новости