Впору уже предложить какому-нибудь прогрессивному автору комиксов тему: веселые приключения двух маленьких человечков – Мифа и Архетипа. Нарисовать их можно похожими, скажем, на Мурзилку и Гурвинека. Очень подходит: один является порождением современной городской мифологии, другой – уходит корнями в фольклор Южной Европы (вспомним Пушкина с его «Песнями южных славян»). При этом оба, по сути своей, эльфы – вот и выход на европейскую дохристианскую традицию. Персонажи придуманы, а что будет потом с ними происходить – уже не важно. Ведь с Мифом и Архетипом сейчас и там происходит все, что возможно и невозможно.
А ведь каких-нибудь полвека назад слова «миф» и «архетип» принадлежали к лексикону высоколобых философов. На эту тему писали серьезные работы. Потом их приспособили в художественной литературе. Поначалу в серьезной, вроде герметических романов Томаса Манна и Генриха Гессе. А потом пошло-поехало: американские писатели-фантасты «новой волны» довольно органично сплели Миф и Архетип с достижениями своего литературного направления. Дипломированный культуролог, специалист по мифам Роджер Желязны делал это особенно виртуозно. У него и восставшие боги Египта бились в открытом космосе, и на далекой планете колонисты устраивали мир по образу и подобию космогонии индуизма. После этого стали возможны и режиссер Джордж Лукак с наполненным мифологическими аллюзиями сериалом «Звездные войны», на много лет возглавивший список самых успешных кинопроектов, и писатель Роберт Асприн с откровенно юмористическим «МИФологическми циклом».
Нынче Миф и Архетип всецело отдались поп-индустрии да массовой культуре. Что, в общем-то, делает честь последней. Как правило, авторам удается написать вещь и вполне увлекательную, и неглупую вследствие насыщенности всевозможными отсылками к этим самым Мифу и Архетипу. Игра в угадывание – любимая игра современной массовой культуры. Узнай в новом произведении – старое, давно знакомое. Игра, надо сказать, очень увлекательная. И приятная. С одной стороны, вроде оригинальный текст, а с другой – уже знакомые герои или сюжетные ходы. Очень грамотно с психологической точки зрения – говорят, что для правильного усваивания информации новые и уже известные факты должны соседствовать в определенной пропорции.
Умные философы писали о «вечном возвращении мифа». Вот они вместе с Архетипом и вернулись, описав круг – родились, как коллективный феномен, стали принадлежностью интеллектуальной элиты и вновь вернулись в массы.
Такие вот веселые приключения.