Странное дело: сейчас труднее всего издать авторский сборник рассказов. Издатели говорят, что продать практически невозможно. Роман – пожалуйста. Коллективный сборник – тоже нормально. А вот авторский – беда. Вопреки здравому смыслу┘
Ведь ритм жизни все ускоряется, все спешат, читают на бегу. Вот бы где пригодился сборник коротких произведений. Помню, когда я еще сотрудничал с рекламными агентствами, подарил одному директору съемочной группы свой сборничек – он был очень рад. Возил с собой в машине, ничего другого не читал ни до, ни после. Говорил: удобно – встал в пробке, прочитал рассказик, дальше поехал┘
Где теперь эти читатели? Совсем забросили книги? Не верю. Просто они дорожат своим временем, ему надо книгу подать, объяснить, почему он должен ее прочесть. Конечно, издателям проще ориентироваться на бездельников, которые готовы глотать запоем любой роман, не запомнив ни автора, ни названия. А между тем самые социально активные представители общества оказываются неохваченными книгоиздателями┘
Вот ведь сборник рассказов Гришковца продается отнюдь не хуже его же повестей. Но, увы, нужно стать таким же раскрученным, как Гришковец, как Лукьяненко или хотя бы как Константин Арбенин, чтобы у тебя взяли сборник рассказов┘
А это плохо не только для образованного и социально активного читателя, но и для развития литературы. Раньше ведь молодые авторы начинали с рассказов, оттачивали стиль, мастерство рассказчика на малой форме (см. любые воспоминания Веллера), а теперь все начинают сразу с романов (см. любые воспоминания Лукьяненко) и вполне успешно издаются. И на этой серятине растет новое поколение.
Да и на Западе писатели дебютируют авторскими сборниками, а уже потом берутся за крупные формы┘
Как-то это нужно выправлять и у нас. Сборники рассказов должны как-то по-особому подаваться, чтобы они дошли до тех, кто их ждет. А такие есть – это точно!