Томас Гунциг. Самый маленький на свете зоопарк/ Пер. с фр. Н.Хотинской. – Екатеринбург: Ультра.Культура, 2006,160 с.
Этот сборник сложно и прихотливо выстроен. Все в нем – не случайно, все подчинено одной идее. Резкой и ранящей многих: современное буржуазное общество серьезно больно. И имя этой болезни – «Смерть». Эпиграф из Дарвина, как ничто лучше, дает ключ к пониманию этой книги: «Когда какой-либо вид, в силу благоприятных условий, непомерно размножится на небольшой территории, то в нем часто вспыхивают эпидемии». Фразы натурфилософов Ламарка и Элиана усиливают впечатление.
Молодой французский писатель на примерах показывает, что все европейцы и американцы – латентные психи. Дай им мизерный толчок – и они сами разнесут всю свою благопристойную жизнь. И животные тут практически ни при чем – просто именно они служат автору этими толчками. Различные животные дали названия всем рассказам.
Своеобразное рондо создают первый и последний рассказы – «Жирафа» и «Таракан». Оба они о разрушении семьи. Первая семья изначально надломлена – жена-истеричка уезжает к маме, оставляя мужа-недотепу на хозяйстве. Но тут происходит необъяснимое событие – на закрытом внутреннем дворике появляется труп жирафы. Автор никак не объясняет это – может, свалилась с неба, может, перенеслась из другого измерения. Но с ней надо что-то делать! Муж-недотепа приглашает двух турок-гастарбайтеров с бензопилой┘ Расчленив животное и, наконец, убрав его, они, особенно не заморачиваясь на уборке и приведении себя в порядок, решают «обмыть» победу┘ Нетрудно представить картину, которую увидела жена, решившая вернуться┘ После этого она ушла уже окончательно. В рассказе «Таракан» ничего сверхординарного не происходит – молодожены едут в Индию, и муж-педант, увидев в ванной насекомое, устраивает такую отвратительную истерику, что реакция жены оказывается такой же, как в первом рассказе┘
У героев рассказов «Красная рыбка», «Корова» и «Ездовая собака» семьи нет, нет даже девушки; и эта сексуальная неустроенность персонажей приводит их на грань социальной опасности┘
Документализм и фантастика сплелись в рассказе «Медведь, кукушка, шершень, квакша». Он о преуспевающем киноактере китайского происхождения по имени Брюс и трех мафиозных кланах, которые с помощью магических уловок Востока, шантажа и пыток хотели заставить его поделиться своей прибылью┘ Этот рассказ еще и самый страшный, но, пожалуй, только в нем есть выход: потеряв семью, богатство и даже здоровье, герой чувствует себя по-настоящему счастливым.
Всех животных из этого зоопарка нужно лечить. А Гунциг не похож на доброго Айболита. Его медицинское заключение пугает: от болезни по имени «Смерть» – лекарство по имени «Боль».